О госконтроле за соблюдением обязательных требований в отношении радиаторов и конвекторов отопления
Опубликовано: 18 декабря 2023 г.
13273
В настоящее время Министерством промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) осуществляется подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в отношении отдельных видов продукции» (далее соответственно – проект постановления, эксперимент).
Проект постановления размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=142097. Его публичное обсуждение было завершено 19 октября 2023 года.
По состоянию на 27 октября 2023 г. в отношении проекта постановления осуществляется подведение итогов его публичного обсуждения и подготавливается заключение об оценке регулирующего воздействия.
АПРО приняла участие в публичном обсуждении проекта постановления, направив письмо в Российский союз промышленников и предпринимателей в целях представления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации консолидированной позиции бизнес-сообщества по проведению эксперимента.
В указанном письме АПРО отмечена поддержка проекта постановления и крайняя актуальность восстановления государственного контроля и надзора за производством и оборотом строительных материалов и изделий, в том числе радиаторов отопления и отопительных конвекторов, как для обеспечения безопасности потребителей, так и для защиты экономических интересов представителей отечественной промышленности.
По мнению АПРО, проведение эксперимента позволит выработать действенный механизм для защиты интересов потребителей указанной продукции, снижения доли продукции с фальсифицированными характеристиками, а также поддержки добросовестных отечественных производителей строительных материалов и изделий с целью его дальнейшего внедрения на постоянной основе.
Обращаем ваше внимание на то, что согласно проекту постановления эксперимент предлагается провести в период с 1 февраля 2024 г. по 1 февраля 2025 года.
При этом проектом постановления предусмотрено, что до 31 января 2024 г. должны быть разработаны, согласованы с уполномоченными органами и утверждены методические рекомендации по проведению эксперимента.
В этой связи аппарат АПРО дополнительно проинформирует вас об утверждении указанных методических рекомендаций с целью своевременного ознакомления с ними и учета в рамках проведения эксперимента.
Эксперимент будет проводиться согласно Положению о проведении на территории Российской Федерации эксперимента по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в отношении отдельных видов продукции (далее – Положение), и по видам продукции, включенным в перечень отдельных видов продукции, задействованных в эксперименте по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований (далее – Перечень).
В частности, в Перечень включены следующие виды строительных материалов и изделий:
– портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый, цемент суперсульфатный и аналогичные гидравлические цементы, неокрашенные или окрашенные, готовые или в форме клинкеров;
– смеси сухие строительные, растворы строительные, смеси бетонные;
– радиаторы центрального отопления и их секции чугунные, стальные, биметаллические, алюминиевые и из прочих металлов;
– конвекторы отопительные чугунные, стальные и из прочих металлов;
– кабели, провода и шнуры.
В рамках проведения эксперимента предметами и объектами вида федерального государственного контроля (надзора), будут являться:
– соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) либо продавцом продукции, включенной в Перечень, обязательных требований в соответствии с Положением;
– деятельность по выпуску в обращение и (или) обращению продукции, включенной в Перечень;
– продукция, включенная в Перечень.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований в отношении в отношении продукции, включенной в Перечень, будет осуществляться Росстандартом и его территориальными органами.
Особое внимание обращаем на то, что в части отопительных приборов государственный контроль (надзор) будет проводиться в отношении соблюдения их изготовителями, исполнителями (лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя) или продавцами требований, установленных пунктом 9 единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. № 2425 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
В этой связи в сфере производства и оборота отопительных приборов в рамках проведения эксперимента государственный контроль (надзор) будет осуществляться за соблюдением требований, установленных межгосударственным стандартом ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия» с учетом методов исследований (испытаний) и измерений, установленных как указанным межгосударственным стандартом, так и национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 53583-2009 «Приборы отопительные. Методы испытаний».
При этом учет объектов государственного контроля (надзора) будет осуществляться Росстандартом и его территориальными органами на постоянной основе с использованием государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» посредством их включения в сводный перечень объектов государственного контроля (надзора) на основе решений об их отнесении к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Указанный сводный перечень будет содержать следующую информацию:
а) вид деятельности, которой присвоена категория риска, в соответствии с критериями отнесения объектов надзора к определенной категории риска;
б) полное наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
в) основной государственный регистрационный номер;
г) индивидуальный номер налогоплательщика;
д) место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя;
е) реквизиты решения о присвоении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя категории риска, указание на категорию риска;
ж) сведения, на основании которых принято решение об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска.
Согласно Положению деятельность по выпуску в обращение и обращению радиаторов отопления и отопительных конвекторов будет вовлечена «в орбиту» реализации эксперимента в качестве категорий продукции значительного и среднего уровня риска.
С учетом указанных категорий риска при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении участников российского рынка отопительных приборов могут проводиться следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
а) мониторинговая закупка (включает такие контрольные (надзорные) действия, как осмотр, опрос, инструментальное обследование, истребование документов, испытание, экспертиза);
б) выборочный контроль (включает такие контрольные (надзорные) действия, как осмотр, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, истребование документов, испытание, экспертиза);
в) инспекционный визит (включает такие контрольные (надзорные) действия, как осмотр, опрос, получение письменных объяснений, инструментальное обследование, истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля);
г) рейдовый осмотр (включает такие контрольные (надзорные) действия, как осмотр, опрос, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, истребование документов, испытание, экспертиза);
д) документарная проверка (включает такие контрольные (надзорные) действия, как получение письменных объяснений, истребование документов, экспертиза);
е) выездная проверка (включает такие контрольные (надзорные) действия, как осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертиза).
Указанные контрольные (надзорные) мероприятия будут проводиться по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), а именно:
– наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
– поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий
в отношении конкретных контролируемых лиц;
– требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
– истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований (в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона).
Информация о контрольных (надзорных) мероприятиях в рамках федерального государственного надзора будет размещаться в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://proverki.gov.ru/portal.
Положением предусмотрено, что при осуществлении государственного контроля (надзора) плановые контрольные (надзорные) мероприятия в период с 1 февраля 2024 г. по 1 февраля 2025 г. в отношении объектов, включенных в сводный перечень объектов государственного контроля (надзора), проводиться не будут.
Одновременно информируем о готовности аппарата АПРО оказать содействие в разрешении проблемных вопросов в случае их возникновения в рамках проведения эксперимента и продвижении Ваших предложений по совершенствованию регуляторной практики в сфере осуществления государственного контроля (надзора) с учетом итогов проведения эксперимента.
Читайте также:
Методы оптимизации эффективности котла и снижения уровня выбросов NOx
Обслуживание, ремонт и монтаж дымоходов и вентиляционных каналов
Павел Марышев: «Перевод угольных и мазутных котельных на природный газ — приоритетное направление развития ЕЭС»
Осенний марафон BAXI: акционное повышение бонусов в Luna Team!