Издательский Центр Аква-Терм

Космос и ветер

Опубликовано: 25 октября 2012 г.

74

У одного из теоретиков космонавтики, Юрия Кондратюка, была замысловатая и драматичная судьба. Разрабатывая на протяжении почти всей жизни свою основную идею – полеты в космос, талантливый инженер создавал смелые проекты и в других сферах деятельности. Нам интересны, прежде всего, его работы в области ветроэнергетики.

Подписаться на статьи можно на главной странице сайта.

Александр Шаргей (а это настоящее имя Юрия Кондратюка) родился в 1897 г. в Полтаве.
Рано остался без родителей, воспитывался родственниками и с детства выработал целеустремленный характер. Это позволило ему успешно окончить гимназию и поступить в Петроградский политехнический институт.

Еще в гимназии, находясь под впечатлением от романа Б. Келлермана «Тоннель», Саша увлекся двумя «противоположными» идеями: прокладка шахты вглубь Земли для исследования ее недр и… полеты за пределы атмосферы. Последняя овладела им особо и уже не отпускала многие годы.
Учеба в институте была прервана призывом в армию – шла Первая мировая война. Но и в школе прапорщиков Александр Шаргей работает над рукописью с расчетами полетов к другим планетам, торопясь закончить до ухода на фронт.

Военная служба на Кавказе продлилась недолго, он попадает под повальную демобилизацию, случившуюся после Октябрьской революции. И кто знает – окажись талантливый самоучка без помех в соответствующей научной среде, по крайней мере, его личная судьба, может, не вышла бы изломанной и трагичной. Но в тот смутный период в жизни страны Шаргею не по своей воле дважды случается побывать в рядах белогвардейцев, и, хоть он и бежит, эти обстоятельства заставят его впоследствии сменить имя и прятаться за ним, опасаясь разоблачения, всю жизнь. Под именем Юрия Кондратюка он опубликует свои работы, связанные с освоением космоса, и выступит автором других проектов.

Какое-то время он работает на Украине рабочим, механиком на сахарном заводе (здесь предложил способ очистки труб паровых котлов от накипи). В 1925 г. переезжает на Северный Кавказ, где трудится на строительстве элеватора и попутно вносит усовершенствования в оборудование. Потом судьба забрасывает его в Западную Сибирь, и там он занимается аналогичной деятельностью.

Все эти годы Кондратюк продолжает разработки в области космических полетов, оттачивает их и в 1928 г. издает книгу за свой счет. (Впоследствии именно положения, содержащиеся в ней, лягут в основу полетов американцев на Луну.) О его трудах уже знают в Москве, в Группе изучения реактивного движения (ею руководил С. Королев), куда его приглашают на работу. Кондратюк вынужден отклонить это предложение. Во-первых, над ним довлеет угроза разоблачения. И без того его проект, по которому был построен элеватор «Мастодонт» (емкость – 10 тыс. т, цельнорубленый – без единого гвоздя), признали вредительским, и инженер на несколько лет угодил в ссылку.

Там он увлекся другими изобретениями: подает заявку на башенный железобетонный копер, публикует статью на тему механизированной проходки шахт. И, наконец, в 1932 г. участвует в конкурсе на лучший проект мощной ветроэлектростанции, которую собирались строить в Крыму. Работа Кондратюка признана лучшей (ему, в соавторстве с коллегой, удалось обойти коллективы целых институтов, представивших менее мощные разработки), и в дальнейшем он занимается только ветроэнергетикой, навсегда распростившись с идеями освоения космоса.

Упомянутый конкурс был инициирован наркомом тяжелой промышленности Орджоникидзе. Будучи на отдыхе в Крыму, тот заметил, что этому благодатному краю не хватает электроэнергии. Но зато в достаточном количестве морские ветра, дующие над вершинами амфитеатра Ялтинских гор, и почему бы не воспользоваться их мощью?.. После консультации со специалистами выяснилось, что такое возможно.

Победа на конкурсе «выдернула» Кондратюка из сибирской ссылки. В соавторстве с коллективом единомышленников он «доводит» технический проект в Харькове, ездит на экспертизы в Москву, следит за началом строительства в Крыму.

Замысел был грандиозен. Башню для такого «колосса» – общая высота 165 м, диаметр колеса около 80 м – Кондратюк заложил из железобетона, используя придуманный им еще в ссылке метод скользящей опалубки. Опора должна была выдерживать мощные ветра, из-за изменчивости которых ее следовало сделать вращающейся, и Юрий Васильевич изобрел гидравлическую шарнирную пяту. На высоте 120 м располагался консольный пояс, на котором крепились расчалки, удерживающие ствол вертикально. В его верхней части устанавливалось машинное отделение с генератором и ветроколесом.

В расчетах башни, ее «воротника», колеса Кондратюку помогал его сподвижник Н. Никитин. (Впоследствии опыт расчета ветровых нагрузок на высотное сооружение пригодился ему при конструировании Останкинской телебашни.) Динамическому действию ветра – непредсказуемому! – Кондратюк придавал особое значение, сознавая, что в двух точках, находящихся на небольшом расстоянии друг от друга, нагрузки могут быть различными.

При расчетах Юрий Васильевич старался не использовать готовые, затверженные, формулы, а выводил их сам – его обширные знания в технических науках позволяли это. Кроме того, у него появилась идея установить второе ветроколесо и таким образом удвоить мощность ВЭС. В итоге она составила бы 24 МВт, и агрегат стал бы самым мощным в мире!

Испытания отдельных узлов были признаны удачными, технический проект после многочисленных экспертиз одобрен, и в 1934 г. на вершине Ай-Петри в Крыму была выбрана площадка под строительство. Начинаются «нулевые» работы, а Кондратюк приезжает в Ялту для изучения «розы ветров».

К сожалению, создание самой сильной в мире ветроустановки не имевшим ученой степени самоучкой тормозилось именитыми столичными коллегами. Придирчивые эксперты относились недоверчиво к расчетам такого грандиозного сооружения, высказывали сомнения в его «рентабельности». В 1937 г. не стало Орджоникидзе, который горячо поддерживал проект, и сама идея масштабности стала сходить на нет. Кондратюк вынужден уступать многочисленным поправкам – не мог поднимать шум человек, биографией которого заинтересовалось бы НКВД.

За годы «проталкивания» проекта он сумел подать ряд заявок на изобретения, касающиеся отдельных узлов и конструкций мощной ветроэлектростанции. Была у него даже оригинальная идея поднятия ветродвигателей с помощью привязного аэростата на значительную высоту, где более сильны и постоянны потоки ветра.

В 1938 г. решением «Главэнерго» всякая деятельность по созданию любых мощных ВЭС – слишком рискованно, надо начинать с малого! – прекращена. От неосуществленного проекта остался лишь железобетонный фундамент на Ай-Петри. Кондратюк продолжает трудиться в реорганизованной «Проектно-экспериментальной конторе ВЭС», с небольшой группой единомышленников создает маломощные цельнометаллические ветроустановки для нужд сельского хозяйства. В Балаклаве дает энергию для трамвайной линии ветроагрегат на 100 кВт, разработанный Кондратюком еще в 1931 г.

Война застала его на строительной площадке под Москвой, за монтажом очередной установки. Оттуда он ушел в народное ополчение, и в феврале 1942 г. поступило известие о его гибели.

Жизненные обстоятельства не позволили Юрию Кондратюку отдать себя полностью мечте, владевшей им с детства, но в дарственной надписи на одной из его книг остались слова: «…от автора на память о скрещении дорог и в области завоевания межпланетных пространств, и в области овладения будущей основой энергетики на земле – энергией ветра».

А. Захарова
Журнал «Аква-Терм» №2, 2011

 




Поделиться:

вернуться назад