Издательский Центр Аква-Терм

Инвестиции в энергоэффективность

Опубликовано: 19 октября 2012 г.

96

Задача более рационального использования природных ресурсов в России, при всей очевидности и апробированности предлагаемых решений, тем не менее по-прежнему требует стимулирующих государственных мер. В экономически развитых странах они, как известно, привели к широкому внедрению энергосберегающих технологий. Однако и там императивное «обязать» все же шло либо рука об руку, либо вслед за «заинтересовать экономически». Эта же выгодность потребителю должна стать локомотивом ресурсосбережения и в нашей стране. Об окупаемости таких технологий и итоговой рентабельности «зеленых стандартов» наша беседа с Андреем Белоедовым, членом правления «Регион Евразия».

Подписаться на статьи можно на главной странице сайта.

«Аква-Терм»: Андрей Юрьевич, на словах решительно все поддерживают необходимость энерго- и ресурсосбережения. Положения соответствующего закона развиваются в рамках нормативных актов, в которых прописывается: к такому-то сроку… установить, запретить и т.п. Порой складывается впечатление, что для внедрения энергосберегающих технологий применяют те же методы, что Петр I для распространения европейской культуры, а Екатерина II – картофеля. А ведь «принуждение к экономии» звучит несколько странновато: уменьшать расход энергоресурсов выгодно, выгодно не где-то на высших уровнях управления, а персонально – конечному потребителю. Почему же у нас зачастую приходится заставлять экономить?

Андрей Белоедов: Думаю, вы не совсем правы. Заставлять приходится лишь в том случае, когда по каким-то причинам не действуют экономические стимулы. С другой стороны, необходимость в  администрировании – уже сигнализирует о каких-то  недоработках в общей структуре энергосбережения, о необходимости срочных мер для разрешения возникшей коллизии: образно говоря, когда «выгодное» почему-то таким не оказывается или, точнее, не воспринимается психологически. Нельзя сбрасывать со счетов и инерционность спроса, определенную трудность для рядового потребителя просчитать экономический эффект от той или иной технологии. Ведь конечная выгода получается в результате двух-трех лет эксплуатации, а заплатить за нее нужно уже сегодня.

В этом ключе интересен может быть энергосервисный договор. В нем предусматривается,
что реализуется комплекс мер по повышению энергоэффективности, а  дополнительные расходы потребитель возмещает за счет того, что в течение ряда лет (допустим, трех или пяти) платит за энергоносители прежние суммы.

Наверное, как шаг в правильном направлении можно рассматривать и энергетическую паспортизацию. В общем, экономия начинается с учета и подсчета, а без этого призыв экономить часто воспринимается лишь на эмоциональном уровне.

А-Т: Итак, с чего начинать мы определили – с учета. Но рынку должны быть предложены и конкретные решения, технологии, оборудование: хорошо считать, когда есть с чем сравнивать.

А. Б.: Совершенно верно. Но добавлю: потребителю важны не просто предложенные решения, но и их апробированность, опыт практической реализации, а также – репутация  производителя того или иного оборудования. В нашей компании, свыше 80 % клиентов которой составляют частные потребители, упор делается на обеспечение повышенного комфорта, удобства эксплуатации, а также – комплексности подхода. Дополнительные затраты (они примерно на 10 % удорожают проект) окупаются за два-три года. Мы считаем, что это реальный срок, для того чтобы потребитель ощутил выгодность современных технологий.

Впрочем, при новом строительстве выгоду от грамотно выполненной системы теплоснабжения – теплых полов, эффективной теплоизоляции ограждающих конструкций, современных окон и т.п. можно ощутить уже очень быстро. Например, имеем два сходных по размеру и исполнению коттеджа. Один человек позаботился об энергоэффективности, снизил насколько возможно теплопотери, рационализировал и автоматизировал систему теплоснабжения, второй – положился на то, что «для погоды в доме» главное – мощность теплогенератора. В результате первый человек тратит на теплоснабжение три тысячи рублей в месяц, а второй – тридцать тысяч. Тут уж любой, даже далекий от проблем экономии энергии, задумается о том, как жить дальше.

Если же от конкретного потребителя переходить к интегральным оценкам, то только в прошлом году за счет «теплых» окон и инженерных систем нашей компании экономия, по расчетам, составила в России более трех миллиардов рублей. Впрочем, это лишь небольшая доля потенциально возможной экономии: по оценкам, отечественный потенциал энергосбережения примерно равен объему экспортируемой нефти и почти в десять раз больше, чем энергия, вырабатываемая всеми АЭС.

А ведь экономия – буквально за окном: по имеющимся у нас данным лишь 40 % установленных в России окон полностью отвечают запросам потребителей, а значительная часть ранее установленных окон ПВХ нуждается в замене. Большой и пока нереализованный потенциал имеют и традиционные отопительные системы. Не только при новом строительстве, но и при комплексной модернизации с использованием при проектировании адаптированного для российского рынка программного обеспечения возможно существенно снизить теплопотери и повысить надежность и комфортность теплоснабжения.

А-Т: Мы говорим об энерго- и ресурсосбережении. Но ведь они идут рука об руку с экологической проблематикой?

А. Б.:  В общем-то так, но экологичность имеет и собственные аспекты. Но и то, и другое – предполагает внедрение современных технологий. Экологичность решений и применяемых материалов сегодня востребованы и служат своего рода визитной карточкой серьезной дорожащей своей репутацией фирмы: не уделять экологическому аспекту своей деятельности должного внимания недопустимо, это восходящий рыночный тренд.

В целом, «зеленая» тема, актуальная для экономически развитых стран, начинает все увереннее звучать и в России. Например, офисному зданию Фонда дикой природы в Москве потребовалась реконструкция. Модернизацию планировали провести в соответствии с самыми строгими экологическими стандартами – реализовать проект «Экодом» и показать, что здания, отвечающие современным требованиям экологии и энергоэффективности реально строить в центре Москвы по конкурентным ценам и с использованием доступных материалов и технологий. В системе вентиляции и отопления здания было предложено применить воздуховоды подземного заложения Rehau Awaduct Thermo. Температура под землей на глубине ниже сезонного промерзания всегда выше, чем воздуха на улице, а летом – ниже. За счет этого воздух будет предварительно подогреваться или охлаждаться, что снизит потребление энергии для вентиляции. Кондиционер же в офисе был запланирован лишь один – в серверной, а во всех остальных помещениях прохладу летом предполагалось поддерживать за счет экотехнологий.

Расчеты показывали, что «Экодом» будет потреблять для отопления в 11 раз меньше энергии, чем обычное здание. Такой показатель обеспечивался благодаря использованию геотермальной и солнечной энергий, теплого пола, а также теплоизоляции наружных дверей, выполненных на основе светопрозрачных конструкций.

По сравнению с аналогичным стандартным зданием «зеленый» офис будет дороже на 10–15 % в Европе и… на 30–40 % в России. Но даже такая переплата со временем, как показывают расчеты, окупится за счет экономии энергии, воды и даже повышения производительности труда. К сожалению, проект был остановлен из-за того, что здание признали историческим памятником.

Среди реализованных «зеленых» проектов можно отметить жилой комплекс «Первомайское» в Подмосковье с независимым энергоснабжением за счет тепла грунта. В этом комплексе используется примерно 800 геозондов, а эффективность теплоснабжения достигается за счет систем теплых полов и энергосберегающих окон.

Но как говорится, о приближающейся весне можно судить по первым ласточкам. И «зеленые» технологии при строительстве коммерческой недвижимости становятся популярнее. Так, сегодня уже около 60 % московских девелоперов готовы использовать их в новых проектах класса «А».

А-Т: Потребитель считает, спонсоры – помогают, но ведь существуют и действуют государственные программы, в рамках которых возможна реализация масштабных проектов?

А. Б.:  Технологии «зеленого» строительства предполагают, что при возведении зданий и их последующей эксплуатации на протяжении всего жизненного цикла использованных материалов минимизируется воздействие на окружающую среду. Причем, это комплексный подход: от получения сырья до вывода из эксплуатации и последующей утилизации компонентов.

В нашей стране такое строительство стало интенсивно развиваться сравнительно недавно, и побуждающим импульсом послужила реализация олимпийских проектов в г. Сочи. Для них застройщики и проектные организации потребовали от компаний, производителей материалов, предоставления «зеленых» сертификатов. Такие требования основаны на правилах МОК, предъявлялись они и к объектам в других странах, принимающих олимпиады. И ГК «Олимпстрой» с июня 2011 г. ввела в действие корпоративный «зеленый» стандарт.

А-Т: И как он действует? Можно ли при-вести примеры объектов и технологий?

А. Б.: Конечно. Например, возьмем системы внутридомовых трубопроводов для транспортировки горячей и холодной воды Rautitan. То, что они отвечают высоким экологическим требованиям подтверждает российский патент, а также Декларация о воздействии на окружающую среду (Enivironmental Product Declration). В соответствии с последней, степень воздействия таких трубопроводных систем на окружающую среду в среднем на 73 % меньше, чем у стальных или медных, потери тепла – на 6–8 % и затраты энергии на циркуляцию теплоносителя – на 30 % меньше, чем в стальных трубопроводах. А экономическая эффективность систем с трубами из  PE-Xa (сшитого полиэтилена) на 21 % выше. Ведь трубы из обычной стали должны в течение 50 лет, как минимум, один раз полностью демонтироваться и заменяться из-за коррозии и отложения солей жесткости воды.  

Среди крупнейших, модернизируемых с соблюдением «зеленых» стандартов и требований максимальной энергоэффективности объектов – сочинский аэровокзальный комплекс, который предполагается оснастить системой водоснабжения, отвечающей строгим международным инженерным требованиям.

В то же время об официальном введении в России «зеленого» стандарта говорить еще рано, но уже сам факт появления соответствующих его требованиям объектов – настоящий психологический прорыв. Пока наше общество не достигло западноевропейского уровня экологического сознания, по этой причине у нас не стало насущной потребностью добиваться максимально возможной энергоэффективности и экономить ресурсы. Например, в настоящее время девелоперы не предлагают отечественному потребителю полного комплексного набора технологий для создания самообеспечивающихся офисов (мы говорили о «зеленом» офисе Фонда дикой природы, но это уникальный проект).

Итак, говоря об энерго- и ресурсосбережении можно, исходя из опыта нашего опыта, выделить следующие интегральные составляющие-направления: точный учет и расчет, современные оборудование, материалы и приборы, сокращение теплопотерь, утилизация тепла и максимальное использование возобновляемых источников энергии.

Журнал «Аква-Терм» №5 (69), 2012

 




Поделиться:

вернуться назад