Поверка водосчетчиков – за и против
Опубликовано: 13 апреля 2009 г.
238
В последнее время, особенно после принятия Жилищного кодекса РФ, весьма активно обсу-ждаются вопросы поквартирного учета. Серьезные дискуссии, которые сейчас развернулись на семинарах и конференциях, на страницах газет и журналов, в Интернете, касаются про-блемы поверки этих приборов. Здесь существуют две диаметрально противоположные точки зрения: 1) квартирные водосчетчики нужно обязательно поверять; 2) квартирные водосчетчики поверять не нужно вообще. Иных вариантов спорящие стороны не признают.
В. Каргапольцев
Подписаться на статьи можно на главной странице сайта.
Подписаться на статьи можно на главной странице сайта.
Обе точки зрения так или иначе связаны с финансовым интересом сторон. Для владельца водосчетчика поверка – это малопонятная и затратная процедура. Поэтому большинство вла-дельцев квартир, в которых установлены водосчетчики, выступают против поверки. Потре-бителю, купившему прибор с паспортным сроком службы 8–10 лет, едва ли кто-то сможет объяснить, почему он раз в четыре года должен демонтировать это изделие, относить его в некую организацию для проведения непонятных ему процедур, и при этом – платить сумму, соизмеримую со стоимостью водосчетчика.
По данным различных источников, от 60 до 80 % сданных в поверку квартирных водо-счетчиков признаются непригодными для дальнейшей эксплуатации. Эта ситуация и поро-дила точку зрения, согласно которой водосчетчики поверять вообще не нужно, а процедура поверки – перекачивание денег от потребителя воды производителю работ по поверке водо-счетчиков.
Предприятия же, проводящие поверку, заинтересованы в максимальном объеме повероч-ных работ. Поэтому их позиция – поверка обязательна, и никакие иные аргументы просто не рассматриваются.
В чем причина сложившейся ситуации? Почему водосчетчики в основной массе не про-ходят поверку? Водоснабжающие организации в конфликтных ситуациях жалуются на низ-кое качество приборов, изготовители приборов – на низкое качество водопроводной воды. И те, и другие оказываются правы. Но, кроме вышеуказанных, существует еще целый ряд причин, из-за которых возникают проблемы.
Производство приборов. При подготовке производства изготовитель разрабатывает при-бор, выпускает опытную партию, проводит испытания для целей утверждения типа, получа-ет сертификат на прибор. Изделия опытной партии хорошо подготовлены к испытаниям, и весь процесс заканчивается успешным получением лицензии на производство. При органи-зации серийного производства для снижения отпускных цен изготовители иногда использу-ют более дешевое сырье и комплектующие изделия без входного контроля их качества. В результате – качество приборов серийного производства отличается (в худшую сторону) от качества приборов опытной партии. В некоторых случаях производители переходят на «от-верточную» сборку из комплектующих с неизвестными характеристиками.
Кроме того, в свободной продаже можно встретить контрафактные водосчетчики с мар-кировкой известных мировых производителей, стоимость которых на десятки процентов меньше стоимости легальной продукции.
Транспортировка, хранение и сбыт. Транспортировка автотранспортом, хранение на не-отапливаемых складах, продажа на открытых рынках в зимнее время приводит к растрески-ванию пластмассовых элементов приборов и искажению их показаний.
Эксплуатация приборов. Вода в системах водоснабжения далеко не всегда соответствует утвержденным нормативам. А несоответствие рабочей жидкости нормам стандарта приво-дит к ускоренному износу приборов. Получается, что водосчетчики, предназначенные в соответствии с требованиями своей нормативной документации для измерения объема питьевой воды по ГОСТ Р 51232-98, используются для измерения некой субстанции, которая питьевой водой в большинстве случаев не является.
В системах домового водоснабжения, как правило, отсутствуют устройства регулирова-ния давления. В ночное время при отсутствии водоразбора водосчетчик подвергается воз-действию повышенного давления, в утренние и вечерние часы давление резко падает из-за роста потребления воды. Это циклическое воздействие перепадов давления также ведет к ускоренному износу прибора.
Изменить процентное соотношение приборов, признаваемых при поверке годными и не-годными можно только в том случае, когда будут приняты меры по устранению вышеука-занных причин на всех этапах – от производства до эксплуатации, как в техническом, так и в организационном плане. Только применение комплексных мер может привести к коренному изменению сложившейся ситуации.
Что касается использования результатов поверки применительно к сложившейся ситуа-ции, то, в соответствии с МИ 2293-94, «органы государственной метрологической службы и юридические лица обязаны вести учет результатов периодических поверок и разрабатывать рекомендации по корректировке межповерочных интервалов с учетом специфики их приме-нения». В соответствии с этим органы Ростехрегулирования РФ обязаны корректировать межповерочные интервалы приборов. В случае с водосчетчиками – корректировать межпо-верочный интервал в сторону уменьшения для тех типов приборов, которые имеют худшие результаты при поверке. И, таким образом, постепенно снижать на них спрос, удалять их с рынка, освобождая место для более качественной продукции. При этом охват поверкой всего существующего парка приборов необязателен. МИ 2293-94 позволяет проводить выборочную поверку однотипных приборов и на основании ее результатов делать выводы о необходимости корректировки межповерочных интервалов всего парка приборов указанного типа.
Таким образом, в сложившейся ситуации замена водосчетчиков на новые после заверше-ния межповерочного интервала для населения выгоднее, чем поверка; обязательные поверки для корректировки межповерочного интервала приборов достаточно проводить в ограниченном объеме территориальными органами Ростехрегулирования РФ (центрами стандартизации и метрологии).
Поделиться: