Издательский Центр Аква-Терм

Клиновые задвижки для коммунальных систем на российском рынке.

Клиновые задвижки – это запорная арматура с рабочим элементом, перемещающимся перпендикулярно направлению потока среды (газообразной или жидкой) и имеющим два основных рабочих положения – «закрыто» и «открыто».

Клиновые задвижки  выпускаются в полнопроходном исполнении (условный диаметр соответствует внутреннему диаметру обслуживаемого трубопровода) и служат для полного перекрытия потока транспортируемой среды, например, при проведении ремонтных или профилактических работ на сетях тепло- и водоснабжения ЖКХ.

Конструкция клиновой задвижки состоит из корпуса и крышки, образующих полость, в которой располагается запирающий элемент (клин), герметично перегораживающий канал в положении «закрыто». Принципиальным различием категорий этого типа запорной арматуры является материал, из которого изготовлены ее элементы. Возможны различные варианты присоединения задвижек к трубопроводам. Оно может быть фланцевым или муфтовым, с раструбами для монтажа в трубопроводах из пластиков (ПЭ, ПВХ) или чугуна.

Внутри полости корпуса задвижки под углом друг к другу располагаются два седла, к поверхностям которых в положении «закрыто» прижимаются поверхности клина (затвора). Он перемещается при помощи шпинделя, который вместе с ходовой гайкой образует резьбовую пару, ее вращением и обеспечивается движение запирающего элемента. Один конец шпинделя соединен с затвором внутри корпуса, а другой – проходит через крышку наружу для соединения с элементом управления задвижкой. Уплотнение в этом месте, как правило, выполняется из полимеров.

Существуют две основные категории задвижек: с выдвижным и невыдвижным шпинделем. В первом случае перемещение клина достигается за счет движения шпинделя по резьбе закрепленной гайки, во втором – соединенная с клином гайка накручивается, поднимаясь или опускаясь, на шпиндель при вращении последнего.

Задвижки с выдвижным элементом удобнее при эксплуатации тем, что резьбовое соединение ходовой пары располагается вне рабочей среды и доступно для ремонта. При втором же варианте резьба находится внутри трубопровода.

Задвижки управляются вручную (30ч39р), с редуктором (30ч539р) или автоматически. В последнем случае на них, как правило, устанавливаются гидро- или электрические приводы (30ч939р).

На сетях водо- и теплоснабжения ЖКХ применяются исключительно задвижки с чугунным обрезиненным клином. Он изготавливается из ковкого высокопрочного чугуна марки GGG40 с наружным покрытием из ЭПДМ (синтетический каучук – полимеризованный этилен-пропилен-диен-мономер, EPDM). Его слой надежно изолирует металл от контакта с рабочей средой (холодная и горячая вода), защищая его от коррозии. Кроме того, эластичный ЭПДМ обеспечивает плотное прилегание края клина к седлу, и происходит герметичное перекрывание трубопровода.

К достоинствам клиновых задвижек можно отнести: высокую герметичность уплотнения клина, незначительное гидравлическое сопротивление в полностью открытом положении, относительно небольшую строительную длину и возможность подачи транспортируемой среды в любом направлении.

Ведущие производители изготавливают шпиндель и шток задвижек из нержавеющей стали, корпус и крышка выполняются обычно из чугуна, а штурвал, служащий для ручного управления, – из углеродистой стали. Прокладки, обеспечивающие герметичность камеры, в которой располагается шпиндель, выполняются из разных материалов, в основном – из ЭПДМ, но для усиления защиты от коррозии при работе в агрессивных средах могут использоваться и другие материалы. Так компания Keulahutte Gmbh (Германия) выпускает задвижки с высокотемпературным покрытием стекловидной эмалью.

Австрийская компаниея Hawle выпускает упруго-запирающиеся чугунные клиновые задвижки в монолитном корпусе, затвор которых выполнен в виде разрезанного (или полуразрезанного) клина, обе части которого связаны между собой упругим элементом. Управление производится действием усилия прижатия, которое передается через шпиндель: упругий элемент изгибается, обеспечивая надежное прилегание уплотнительных поверхностей клина к седлам. Такая задвижка  характеризуется повышенными прочностью и сроком службы.

В большинстве случаев номинальное рабочее давление для клиновых задвижек –16 бар, но выпускаются также модели и на 25 бар.

Диапазон условных диаметров (Ду) большинства задвижек с обрезиненным клином – 40–1200 мм. В сфере ЖКХ используются модели до Ду 600.

На российский рынке этот тип арматуры поставляется многими отечественными и зарубежными производителями, ниже представлена продукция некоторых из них.

AVK

AVK

Поставками на российский рынок  запорной арматуры датского концерна AVK International A/S занимается компания «Сантех-Сервис». В том числе и задвижек с обрезиненным клином.  Корпус задвижек изготавливается из чугуна с эпоксидным покрытием изнутри и снаружи. Материал покрытия клина – EPDM. Они рассчитаны на работу при давлении  10 – 16 бар и температуре рабочей среды до +70 º С.

Под брендом AVK поставляются следующие модели задвижек.

Задвижка AVK фланцевая короткая по DIN F4, DN 50-500.

Задвижка стандартная фланцевая длинная. длина по ГОСТ,  DN 50-500.

Задвижка стандартная фланцевая длинная. длина по ГОСТ, DIN F5, DN 450-600 мм.

Задвижка фланцевая длинная с электроприводом AUMA SA. по DIN F5, DN 50-600 мм

Задвижка AVK фланцевая длинная по DIN F5, DN 40-500

Задвижка стандартная фланцевая короткая. длина по BS, DN 50-400

Задвижка стандартная фланцевая короткая, длина по BS 5163, DN 50-400

Задвижка фланцевая короткая с электроприводом AUMA SA ,  длина по DIN F4, DN 40-600.

Задвижка фланцевая короткая с пневмоприводом FESTO, длина по DIN F4, DN 65-300

IDRA

IDRA

Поставщиком на российский рынок чугунных фланцевых задвижек с обрезиненным клином 30ч39р марки IDRA® является разработчик и владелец торговой марки IDRA® компания "Валроса". Производят задвижки IDRA® несколько известных китайских арматурных заводов. Марка  IDRA® представлена тремя моделями задвижек - IDRA® CH и IDRA® GQ - модели задвижек с ручным управлением, а модель IDRA® GQE  -  под установку электропривода. Задвижки IDRA® предназначены для любых трубопроводов, средой в которых является вода, сточные воды или другие нейтральные жидкости.

Задвижки IDRA® обладают высокой антикоррозионной устойчивостью, благодаря эпоксидному покрытию корпуса с внутренней и наружной сторон толщиной не менее 250 мкм.

Корпус задвижек изготовлен из ковкого чугуна, клин - также чугунный, покрыт EPDM, шток - из нержавеющей стали. Все материалы, из которых изготовлены задвижки, соответствуют российским  стандартам качества. Рабочее давление чугунных фланцевых задвижек IDRA® - 16 атмосфер, начиная с 200 мм, в ассортименте оба варианта фланцевой рассверловки - и на PN10, и на PN16. Размеры фланцевых задвижек IDRA® от 50 мм до 600 мм. Максимальная рабочая температура - до 120 градусов Цельсия.

Уникальной особенностью задвижек IDRA® GQ является конструкция сальникового фторопластового  уплотнения, обеспечивающая плавный ход штурвала. А уменьшенный шаг резьбы шпинделя значительно снижает усилие его поворота.

Чугунные задвижки IDRA® просты в установке и обслуживании. Гарантийный срок на задвижки IDRA® - 10 лет с момента приобретения.

Jafar

Jafar

Запорная арматура под брендом Jafar от польского производителя FA JAFAR S.A., которая реализуется на российском рынке его дочерней компанией ООО «ЯФАР РУС». В ассортименте и задвижки с обрезиненным клином. В том числе  –фланцевая 2002/2111 NBR, DN 32 – 600 мм.

У задвижки с обрезиненным клином и фланцевым подсоединением 2002/2111 NBR, DN 32 – 600 мм фланцевая рассверловка соответствует российским нормам. Максимальное рабочее давление – 16  бар. Максимальная температура работы до 70°C.

Задвижка с обрезиненным клином фланцевая в исполнение тип 2002/2111 PN25 выпускается с DN 32 – 500 мм, в коротком (тип 2002) и длинном (тип 2011) вариантах исполнения. Фланцевая рассверловка соответствует российским нормам . Максимальное рабочее давление  – 16 бар. Максимальная температура работы до 70°C

Gross

Gross

Компания GROSS – занимаемся производством трубопроводной арматуры. Задвижки с обрезиненным клином торговой марки GROSS предназначены для различных систем, в которых рабочей средой является вода (в т.ч. и питьевая), антифризы и нейтральные жидкости.

Задвижки GROSS выполнены полностью из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом марки ВЧШГ 50. Клин вулканизирован специальным эластомером, пригодным для питьевой воды. Толщина внутреннего и внешнего антикоррозийного покрытия не меньше 250 мкм.

Четыре прокладки по подвижным частям и три по неподвижным, двусторонне уплотнение клина с большей площадью прилегания к корпусу обеспечивают 100 % герметичность класса «А» в обоих направлениях.

Линейка задвижек GROSS различается по строительной длине. Короткие задвижки серии F4представлены диаметрами от 40 до 800 мм; длинные серииF5 - диаметрами от 40 до 300 мм. Рабочее давление до 16 бар.

Конструкция задвижки GROSSуниверсальна:в комплекте с телескопическими штоками, ковером и опорной плитой пригодна для бесколодезной установки. По заказу возможна сборка задвижек с электроприводами европейских и российских производителей.

Все задвижки имеют опоры и рым болты для удобной транспортировки и установки на объекте.

Гарантийный срок задвижки с обрезиненным клином GROSS10 лет с момента приобретения; срок службы до 50 лет.

Hawle

Hawle

Австрийская компания HAWLE – крупнейший европейский производитель высококачественной запорной арматуры для питьевого и технического водоснабжения, пожаротушения и водоотведения, в том числе задвижек ВЧШГ с обрезиненным клином от Ду50 до Ду600, поворотных дисковых затворов до Ду1400 для холодного водоснабжения, вентилей домового подключения  ¾-2 дюймов и др

В 2005 г в  Москве основана дочерняя фирма компании – ООО «Хавле». В 2011 году открыт собственный завод в г. Чаплыгине Липецкой обл, где производятся уникальные задвижки в монолитном корпусе Hawle-А (Ду50-Ду300),

Задвижки Hawle надежно защищены от коррозии, их корпус выполнен из ковкого чугуна и имеет эпоксидное покрытие, шпиндель с накатанной резьбой изготовлен из  нержавеющей стали; клин –  из ковкого чугуна, направляющие клина –  из износостойкого пластика; гайка клина –  из латуни, втулка из латуни и полимерных материалов.

В задвижке Hawle-A отсутствуют резьбовые отверстия.

Несомненным преимуществом продукции является возможность установки задвижек без создания колодцев, что значительно сокращает сроки строительства, а также расходы на него. Задвижки о легко обслуживать, достаточно один раз в год произвести последовательное закрытие и открытие затворного механизма.

На российском рынке задвижки Hawle представлены в широком ассортименте.

Задвижка HAWLE-A с фланцевым подсоединением (DN 50-300 мм) не имеет прикручивающейся крышки, основание шпинделя крепится в корпусе посредством байонетного соединения. Изделие защищено от коррозионного воздействия согласно требованиям GSK. Работает при давлении 10-16 бар. Выпускаются длинный и короткий варианты. Стандартное исполнение: без штока и штурвала. Закрытие: по или против часовой стрелки..

Задвижка клиновая Hawle E2 DN 50-200 – упругозапирающаяся с гладким проходным каналом, отличается оптимальным расположением направляющих клина, что обеспечивает минимальные трение, истирание и усилие для закрытия при частой работе под давлением до 16 бар. Может использоваться с электроприводом.
Задвижка клиновая Hawle E2 DN 250-600 – эта тоже упругозапирающаяся задвижка с гладким  проходным каналом, имеет центрирующий фланец, выполненный из ковкого чугуна, и антикоррозионное эпоксидное покрытие. О-образное и пазовое кольца, а также уплотнение центрирующего фланца выполняются из эластомеров. К особенностям изделия стоит отнести: простоту приведения в действие (без байпаса) при 16 бар; минимальные усилия на закрытие; возможность замены без давления О-образных сальников; возможность подземной установки и чистки труб.
Hawle E2. Задвижка клиновая PN-25. Эта упругозапирающася задвижка имеет один шток для разных диаметров. Она может оснащаться индикатором положения и электроприводом. Минимальное трение, истирание, а также закрывающее усилие для работы при показателях давления в 16 бар обеспечиваются за счет оптимально расположенных направляющих клина, выполненных из износостойкого пластика. Нормальное функционирование задвижки при максимальных усилиях на скручивание становится возможным благодаря значительному превышению требуемой длины резьбы. О-образные сальники изделия помещены в некорродирующие материалы.
Hawle E2 Задвижка клиновая переходная выступает одновременно в роли задвижки и переходника, что предоставляет возможность сэкономить строительные материалы, а также свободное место, в частности на ответвлениях и соединениях, где требуется применение переходника. В сочетании с различными фасонными частями HAWLE позволяет формировать узлы, отличающиеся оптимальным числом соединений и фитингов с минимальными затратами на их монтаж и обслуживание. Возможный диаметр: 50-200 мм. Номинальное давление: 10-16 бар.
Hawle E2 Задвижка / гладкий патрубок–упругозапирающаяся клиновая задвижка (DN 50-200) с гладкими патрубками. Может использоваться при раструбном, фланцевом соединении. Благодаря такой модели замена старых фланцевых задвижек происходит быстро и легко. При наличии фланцев HAWLE, отсутствует необходимость в резиновых прокладках. Длина задвижки меняется посредством обрезания патрубков. Их наружный диаметр соотносится с диаметром труб с соответствующими условными проходами. Замена О-образных сальников: до DN 200 – под давлением; от DN 250 – без давления.

Задвижка клиновая раструбная – упругозапирающаяся задвижка (DN 50-200) с гладкими патрубками –  модель, пригодная для фланцевых и раструбных соединений, обеспечивающая быструю и простую замену старых фланцевых модификаций. В случае применения фланцев HAWLE необходимости использования резиновых прокладок не возникает. Длина задвижки изменяется также посредством обрезки патрубков. Замена О-образных сальников: до DN 200 – под давлением; от DN 250 – без давления.

Клиновая задвижка раструбная стандарта VRS выпускается с диаметрами 50-200 мм. Уплотнение раструба данной модификации выполняется из эластомера, пригодного для использования в системах, транспортирующих питьевую воду. Фиксаторы в комплект поставки не входят. Замена О-образных сальников согласно требованиям: до DN 200 – под давлением; от DN 250 – без давления.

Задвижка с ПЭ патрубками (DN 50-200) предназначена для эксплуатации в ПЭ трубопроводах (ENORMВ 5172 и DIN 8075). Оснащается загерметизированными и завальцованными ПЭ патрубками. Высокая степень герметичности патрубков достигается благодаря наличию 2-х независимых уплотнений и поддерживающей втулке. Отливаются они инжекционным способом. Модель крепится при помощи стыковой или электросварки. Уплотнительное кольцо и уплотнение раструба выполняются из эластомеров. Замена О-образных сальников происходит под давлением..

Задвижка фланец - ПЭ патрубок –упругозапирающаяся задвижка (DN 50-200), с фланцем, а также завальцованным и загерметизированным ПЭ патрубком предназначена для эксплуатации в ПЭ трубопроводах (ENORMВ 5172 и DIN 8075). Замена О-образных сальников согласно ISO 7259 происходит под давлением.
Задвижка SYSTEM 2000 – упругозапирающаяся модель с раструбами для ПВХ и ПЭ труб. Стык трубы герметизируется при помощи манжетного уплотнения. Система фиксации трубы и система герметизации отделены друг от друга. Фиксация происходит за счет затягивания прижимного кольца. При тонкостенных ПЭ трубах и низком внутреннем давлении рекомендовано использование поддерживающей втулки. Замена сальников О-образных: под давлением при DN до 200; без давления при DN от 250.
Задвижка фланец-раструб SYSTEM 2000 – упругозапирающаяся модель, с фланцем и раструбами для ПВХ и ПЭ труб. Стык трубы герметизируется при помощи манжетного уплотнения. Особенности применения ананлогичны предыдущей модели.
Hawle E2 Задвижка типа Комби-Т – фланцевый тройник со встроенной клиновой задвижкой. За счет компактных размеров экономит место при установке и позволяет уменьшить габариты колодца. Может использоваться с индикатором положения и электроприводом. Стабильно работает при давлении до 1,6 МПа.
Задвижка типа Комби-III – фланцевый тройник с 2-мя или 3-мя встроенными клиновыми задвижками. Универсальное изделие, позволяющее за счет компактных размеров экономить свободное пространство и снижать расходы на транспортировку, хранение и монтаж.
Задвижка типа Комби IV – фланцевая крестовина с 2-мя, 3-мя или 4-мя задвижками снижает затраты на транспортировку и хранение, позволяет уменьшить габариты колодца. Оптимальная конструкция обеспечивает минимальные усилия на закрытие, трение и истирание.
Тройник раструбный с одной встроенной E2 задвижкой предназначен для выполнения разветвления трубопроводной системы из ПВХ и ПЭ. Допустимый рабочий продукт: вода, в том числе питьевая. Эксплуатация возможна при давлении до 16 бар.

ОАО «Завод им. Гаджиева»

ОАО «Завод им. Гаджиева»

Российская компания (г. Махачкала) производит и поставляет на российский рынок чугунные () задвижки с обрезиненным клином и невыдвижным шпинделем – 30ч39р. Подсоединение фланцевое. ЛШТИ.491685.001/ТУ 3721-003-07529459 . Температура рабочей среды для холодной воды от5 до 90° С, для горячей – от 5 до 150° С. Номинальное давление до 16 бар. Наработка на отказ – до 1000 циклов. Герметичность затвора – класс А ГОСТ Р54808. Привод - ручной (маховик) и с электроприводом. Материал уплотнений –  EPDM. Материалы основных деталей: корпус, крышка, маховик – чугун СЧ20, шпиндель – сталь 20X13, втулка опорная – латунь. Снаружи и внутри изделие покрыто порошковой краской, предохраняющей задвижку от коррозии. Втулка из латуни уменьшает трение и плавность хода. Разработчики, кроме прочего, отмечают как достоинства – небольшой крутящий момент (до 15 кгс/м), безсальниковое двойное уплотнение шпинделя, двойное уплотнение втулки, наличие манжеты для наружной защиты уплотнения шпинделя. DN для задвижек на холодное водоснабжение – 50 – 200 мм, на горячее водоснабжение – 50 – 150 (мм).

СВПК

СВПК

В настоящее время «Средне-Волжская производственная компания» (СВПК) является ведущим поставщиком запорно-регулирующей арматуры и оборудования для систем водоснабжения, водоочистки и водоотведения. Номенклатура поставляемой продукции включает в себя широкий диапазон высококачественных образцов задвижек, затворов, клапанов, насосов, аэрационных систем и других типов промышленного оборудования. Основная часть продукции производится под нашей торговой маркой SVPK (СВПК). В производственной линейке компании широкий выбор задвижек с обрезиненным клином. На все чугунные задвижки с обрезиненным клином, в процессе флюидизации наносится эпоксидное покрытие (стандарт GSK и норма DIN 3476 не менее 250 мкм).

Задвижка с обрезиненным клином SVPK с невыдвижным шпинделем служит для управления (открытия/закрытия) потоком при транспортировке воды, питьевой воды, газа и сточных вод. Выпускается в длинном (тип F5) и коротком (тип F4) вариантах, DN 50-600 мм. Номинальное давление: PN 10/16. Корпус, клин и крышка изготовлены из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (ВЧШГ). Клин задвижки полностью вулканизирован EPDM/NBR и снабжен направляющими для улучшения скольжения. Шпиндель из нержавеющей стали, шпиндельная гайка из латуни/безцинковой бронзы. Конструкция задвижки позволяет поменять уплотнение шпинделя под давлением.

Задвижка с обрезиненным клином SVPK-M с невыдвижным шпинделем DN 40-1200 PN 10/16 служит для управления (открытия/закрытия) потоком при транспортировке воды, питьевой воды, газа и сточных вод, также выпускается в длинном (тип F5) и коротком (тип F4) вариантах. Корпус, клин и крышка изготовлены из ВЧШГ, клин задвижки полностью вулканизирован EPDM/NBR и снабжен направляющими для улучшения скольжения. Шпиндель и болты из нержавеющей стали, шпиндельная гайка из латуни/безцинковой бронзы. Конструкция задвижки позволяет поменять уплотнение шпинделя под давлением.

Задвижка с обрезиненным клином SVPK-M с раструбами для пластиковых труб DN 50-300 PN 10/16. Область применения: вода, питьевая вода. Корпус, клин и крышка изготовлены из ВЧШГ, клин задвижки полностью вулканизирован EPDM/NBR. Шпиндель, болты и гайки из нержавеющей стали, шпиндельная гайка из латуни/безцинковой бронзы. Уплотнение штока EPDM/NBR.

Обзор из журнала "Аква-Терм", № 3/2016, рубрика "Обзор рынка".


Поделиться:

Опубликовано: 15 июня 2016 г.

вернуться назад