Издательский Центр Аква-Терм

Анализ российского рынка горелочных устройств в условиях кризиса 2020 года: новые возможности для российских производителей

Опубликовано: 06 апреля 2020 г.

10494

Александр Маньковской, ведущий аналитик маркетингового агентства  MegaResearch

Пандемия коронавируса открывает новые возможности для российских производителей. Специалисты аналитического агентства MegaResearch  подготовили аналитический материал о российском рынке горелочных устройств в условиях кризиса 2020 года – публикуем его на страницах нашего сайта.

Российский рынок горелочных устройств отличается высокой степенью импортозависимости, причем основной объем импорта идет из стран, значительно ограничивших свою производственную деятельность в связи с распространением опасного инфекционного заболевания. Это создает серьезные угрозы для отечественной промышленности, особенно малой и средней энергетики, где в настоящее время идет процесс перехода на новые виды топлива, требующий модернизации оборудования и прежде всего установки котлов с соответствующими горелками.

Ситуация усугубляется тем, что из двух крупнейших российских участников рынка один – это совместное предприятие с крупным итальянским производителем, а второй использует импортные комплектующие для выпуска своей продукции.

Тем не менее аналитики считают, что после того как пандемия коронавируса пойдет на спад, на рынке появится отложенный спрос, который создаст потенциал для импортозамещения в размере около 20% от текущего объема потребления. Чтобы успеть воспользоваться открывающимися возможностями, готовиться к запуску нового производства нужно уже сейчас.

Динамика выручки российских производителей горелочных устройств в 2013-2019 гг.

Рис. 1
Рис. 2

В промышленных масштабах горелочные устройства в России выпускаются с 2014-2015 гг., когда на фоне более чем двукратного снижения импорта, вызванного резким падением курса рубля, на рынке появились два крупных производителя – ООО «Чиб Унигаз» и ООО «Кальдера» (торговая марка Pikinno). Лидер рынка, ООО «Чиб Унигаз», до этого занимавшийся исключительно импортом оборудования, организовал совместное производство с итальянским концерном C.I.B. Unigas. С тех пор совокупная выручка двух указанных компаний выросла почти в шесть раз (рис. 1, 2).

Объем импорта промышленных горелок после существенного падения в период кризиса, связанного с введением санкций, с 2016 г. стабилизировался на уровне 31-32 млн евро. Это говорит о том, что российские производители заняли свое место на рынке. Однако по данным аналитиков, в 2019 году доля импорта в сегменте промышленных горелочных устройств составляла 90%.

Перспективы дальнейшего развития производства горелочных устройств в России

Рис.3 

В структуре российского импорта горелочных устройств более 50% занимает продукция итальянского производства. Еще 32% промышленных горелок в 2019 году приходило из Германии, 7% из Финляндии и 1% из Китая (рис. 2). В марте 2020 года развивающаяся наиболее активно в Европе пандемия коронавируса практически остановила поставки изучаемой продукции, поскольку ведущие компании резко сократили свое производство. Так, по данным на 2 апреля 2020 г.:

  • заводы C.I.B. Unigas не работали уже три недели, отгрузки в Россию были прекращены. ООО «Чиб Унигаз» продолжало сборку из имеющихся на складе комплектующих, количество которых было ограничено;
  • другие итальянские фабрики – F.B.R., Baltur, ECOFLAM Bruciatori, Riello, Lamborghini – закрылись на карантин;
  • немецкие предприятия Max Weishaupt, Elco, Enertech, SAACKE сократили объемы производства и перевели часть сотрудников на удаленную работу. Поставки в Россию продолжались, но в ограниченных количествах;
  • финская Oilon Group еще поставляла горелочные устройства в Россию, но также снизила объемы их производства. Дополнительные сложности у компании возникали в связи с уменьшением пропускной способности грузоперевозок, прежде всего воздушных.

Таким образом, в России сложились предпосылки для замещения части импортной продукции на отечественную. Аналитики оценивают потенциал роста доли российских горелок в 20% от общего объема рынка, что в стоимостном выражении составляет 8 млн евро. При этом наиболее приемлемым вариантом является создание совместных производств с ведущими мировыми производителями, поскольку отечественные изделия пока заметно отстают по качеству от существующих потребностей рынка. Главным преимуществом продукции совместных предприятий будет более низкая по сравнению с импортом цена при сопоставимых показателях по надежности и энергоэффективности.

Оценка емкости российского рынка промышленных горелочных устройств

Основной потребитель горелочных устройств в России – теплоснабжение, где горелки используются в составе котлов, теплогенераторов, сушилок и промышленных печей. Текущая потребность в реновации этой отрасли оценивается в 50-60%, таким образом, емкость рынка горелочных устройств превышает его текущий объем в полтора раза и в натуральном выражении составляет 27,5 тыс. штук в год.

Дополнительным драйвером роста спроса на данную продукцию служит происходящее в настоящее время смещение топливного баланса, главным образом в малой и средней энергетике, в сторону угля, газа и местных видов топлива. В большинстве случаев при смене топлива требуется установка нового котла или замена горелки на существующем теплоагрегате.

Поскольку поставки в Россию со стороны ведущих иностранных производителей в настоящий момент остановлены, а существующие российские компании заместить этот объем не могут, после снятия карантина и начала восстановления экономики в стране появится значительный отложенный спрос на горелочные устройства. Для его удовлетворения понадобятся дополнительные производственные мощности, закладывать которые нужно уже сейчас. Самые дальновидные инвесторы уже заказывают исследования рынка для поиска сегментов, временно освободившихся из-за сложной экономической ситуации в мире. Когда кризис закончится, они будут заняты новыми игроками и войти туда будет намного сложнее и дороже.

Прогноз развития рынка на 2020-2025 годы

Динамика роста объема российского производства горелочных устройств будет определяться развитием событий, связанных с дальнейшим распространением пандемии коронавируса и снятием или введением ограничений на экономическую и социальную активность в странах – производителях и потребителях промышленных горелок. На данный момент существует три сценария:

Рис.4

  1. Оптимистичный. Предполагает снижение активности распространения инфекции в большинстве стран мира в ближайшие месяц-два. Поскольку российский рынок горелочных устройств далек от насыщения, в благоприятных условиях его объем покажет небольшое снижение в 2020 г., но уже в 2022 г. превысит текущие показатели, а к 2025 году вырастет относительно них примерно на 20%.
  2. Если мировая пандемия коронавируса не будет остановлена в 2020 году и ее течение будет продолжаться в Европе, и особенно в Италии, Германии и России, объем изучаемого рынка упадет гораздо существеннее. Отрицательное воздействие на объем продаж в этом случае окажет закрытие иностранных производств и полное прекращение ими поставок своей продукции на экспорт, а также отсутствие в России производителей, способных наладить выпуск горелочных устройств надлежащего качества из отечественных комплектующих. Прогнозируемое падение рынка в пессимистическом сценарии – в два раза к 2025 году.
  3. В базовом сценарии объем рынка в натуральном выражении в 2020 году снизится до 17 000 шт. (-8%) и стабилизируется около этого уровня на ближайшие 5 лет (рис. 4).

Оптимистичный и базовый сценарии развития рынка предполагают активный рост российского производства. Предполагается, что к 2025 году оно выберет весь имеющийся сейчас потенциал и увеличится на 8 млн евро в стоимостном выражении, что составляет примерно 20% от общего объема рынка.


Поделиться:

вернуться назад