Издательский Центр Аква-Терм

Методика П.Я. Гальперина в профессиональной подготовке

Опубликовано: 04 февраля 2010 г.

539

Ю. Машков

Проблема профессионального развития человеческих ресурсов предприят заключается, с одной стороны, в дефиците профессионалов на рынке труда, ли уделять серьезное внимание корпоративным системам обучения. Именно дефицит внимания порождает все остальные дефициты (в том числе и денег).
Ведущие предприятия основную ставку делают на привлечение уже подготовленных специалистов со стороны и готовы выделять на это значительные средства. Можно сказать, что развитие хэдхантинга, рекрутинга и т.п. обратно пропорционально развитию профессионального обучения

Подписаться на статьи можно на главной странице сайта.

Начнем с того, что собственно профессионального роста специалист достигает в ходе практики по принципу «выплыл - не выплыл». Его переход с одного уровня квалификации на другой происходит не на семинарах и тренингах, а непосредственно в работе. Это кажется естественным, но в результате понижается статус профессионального обучения и тех, кто им занимается. И пока нет надежной методики перевода сотрудников с исходного на более высокий профессиональный уровень, с четкой фиксацией параметров этого перевода «до и после учебного воздействия» - руководство будет экономить на обучении персонала. Такая методика есть. Ее автор - выдающийся отечественный психолог Пётр Яковлевич Гальперин (1902-1988 гг.), создавший теорию планомерного поэтапного формирования умственных действий.
Практические возможности данного метода огромны, что можно проследить на примере основных специальностей отрасли: менеджер по оптовым продажам, торговый представитель и продавец-консультант, инженер-проектировщик, монтажник. Остановимся на наиболее «прибыльной» профессии - профессии менеджера по оптовым продажам. Формат журнальной статьи не позволяет научить пользоваться методикой, но задать направление работы, позволяющее повысить эффективность профессиональной подготовки кадров на предприятии, может. Потенциал метода планомерного формирования умственных действий позволяет вести обучение не по отдельным темам (хотя и такое возможно), а по специальности в целом. То есть при постановке задач необходимо определить требования к специалисту - что он должен уметь делать.
Состав требований не должен определяться только субъективно экспертным путем, необходимо системное основание, которое содержало бы в себе структуру компетенций специалиста (табл. 1) и этапы его практической деятельности на предприятии. Всю деятельность менеджера можно разбить на четыре ключевых этапа (табл. 2), которые образуют определённый рабочий цикл как в разрезе отчетных периодов (обычно - год), так и в разрезе отдельных клиентов, сделок или проектов.

Таблица 1. Состав компетенций по специальности «Менеджер по оптовым продажам»

Наименование компетенции Основное содержание компетенции
 Продуктовая  Владение всем ассортиментом продаваемых товаров и услуг (по позициям, группам)
 Маркетинговая  Умение работать с информацией о клиентах, о конкурентах, о рынке в целом
 Финансовая  Способность работать с базовыми коммерческими условиями (цены,скидки,отсрочки, бонусы)
 Логистическая  Владение информацией о наличии товара и его движении до покупателя
 Психологическая  Умение применять принципы и приёмы делового общения и самоанализа
 Юридическая  Владение основными юридическими нормами в части, касающейся работы
 Техническая  Способность работать на всей применяемой технике и с программным обеспечением

 Таблица 2. Состав и содержание этапов практической деятельности по специальности «Менеджер по оптовым продажам»

Участие в планировании продаж Работа с клиентами Работа по договорам Отчетность по итогам периода
Уяснение требований и планов руководства;
оценка рынка и возможностей компании;
оценка конкурентоспособности предложений
компании;
участие в расчёте плановых значений по своим
ключевым показателям;
ответственность за выполнение планов
Структурирование клиентов, стратегия работы
по каждой группе;
установление контактов, первичная информация;
развитие контактов, выход на лиц, принимающих решение;
коммерческие предложения, получение заказов ведение базы клиентов
Оформление договоров;
организация работы по выполнению договоров;
контроль хода работ, организация своевременных корректив;
сдача работ, закрытие договоров;
архивирование информации по договорам
Оценка общих итогов –
план/фактных соотношений по ключевым показателям;
анализ причин успехов и неудач;
подготовка предложений оформление отчета по установленной форме;
защита отчёта

 В качестве практического задания предлагаем заполнить табл. 3, указав, что должен делать специалист на определенных этапах в разрезе его ключевых компетенций, в данном случае играющих роль системного основания для определения полного состава практических действий специалистов. Действия специалиста - это применение его компетенций на практике и приводимая структура позволяет «не забыть» какое-нибудь действие, чтобы оно не выпало из последующего процесса обучения. Фактически заполнение предлагаемой таблицы ведет к созданию модели компетенций менеджера по оптовым продажам и позволит содержательно обогатить процесс обучения. Для методики планомерного формирования умственных действий подробное и системное изложение требований к специальности имеет принципиальное значение. В отличие от традиционного подхода к обучению, здесь основная работа происходит до тренинга и учебно-методические материалы разрабатываются таким образом, чтобы обучаемые могли самостоятельно решать практические задачи, то есть выполнять требуемые действия полностью, без ошибок и в отведенное время.
Вообще, факторов, определяющих эффективность методики Гальперина, всего два - специальная организация учебного материала и процесс обучения.
Первый из них предусматривает создание структурно-логической схемы действий (полная и сокращенная формы) - развернутой инструкции, необходимой и достаточной для самостоятельного решения всех практических задач.
Набор задач четырех типов полностью охватывает все направления и этапы изучаемой деятельности, а также ее содержание. Справочно-информационные материалы должны содержать все необходимые пояснения и ссылки для обеспечения самостоятельности учащихся.
Учебный процесс организуют таким образом: в начале первого занятия тренеры дают инструкции по пользованию учебным материалом и совместно решают одну-две задачи (в пределах 7-10 мин). После чего с первой до последней минуты занятий обучаемые работают самостоятельно, решая практические задачи с опорой на схемы и справочный материал. Тренеры управляют процессом: переводят учащихся на работу по сокращенным картам и далее - вовсе без опоры на учебный материал, следят за индивидуальной скоростью освоения ими знаний и навыков, создают соответствующие друг другу учебные пары или рассаживают обучаемых для их активизации. В подготовке материалов участвуют два-три эксперта по соответствующей специальности. В ходе работы ставятся и выясняются многие спорные вопросы практической деятельности. Всё, что обозначается «и т.д.», «и др.», относится наличную изворотливость менеджера. Но изворотливость - качество не профессиональное, а личное, к массовому применению непригодное. При подготовке к действительно профессиональному обучению, информация пополняется, систематизируется, а где-то исправляется.
Что же вся эта кропотливая работа дает в плане результатов? Традиционно эффективность обучения подчиняется закону нормального «естественного» распределения, по которому в учебной группе не может быть более 10-15 % отличников. Строго говоря, отличники знают и могут применять не более 2/3 материала (в самом лучшем случае). А при работе по методике П.Я. Гальперина отличников не может быть менее 90 % (и это в худшем случае), и отличники здесь другие. В результате обучения, сотрудники решают все контрольные задачи без опоры на материал и способны сразу после окончания тренинга приступить к работе на уровне опытных специалистов. То есть повышение их квалификации состоялось в ходе процесса обучения, что и подтверждает итоговая аттестация. Это не результат группового гипноза, а скорее - результат фундаментальности отечественной психологии. В предлагаемом методе строго научно использованы психологические механизмы усвоения нового действия. Например, быстрое и прочное усвоение огромного ассортимента достигается за счет его классификации и группирования. На занятиях обучаемый не учит каталог, а выполняет операции сборки-разборки узлов и систем, в ходе чего усваивает назначение и необходимые характеристики ассортиментных позиций. В своей практике продавец не собирает оборудование, это необходимо лишь в учебном плане. Но, пройдя такую подготовку, он выглядит на голову выше своих товарищей и свободно предлагает позиции-заменители, дает советы по комплектации заказа, отвечает на любые вопросы клиента.

 Таблица 3. Структура профессиональных требований по специальности «Менеджер по оптовым продажам»

Наименование компетенции Планирование Клиенты Договоры Отчетность
Продуктовая
Маркетинговая
Финансовая
Логистическая
Психологическая
Юридическая
Техническая




Поделиться:

вернуться назад