Издательский Центр Аква-Терм
buderus18
HP18 bilet

Скорость принятия решения/ А. Белов

В авиации есть термин «скорость принятия решения», - это та скорость самолета, при которой пилот должен принять решение о том, собирается он взлетать или следует прекратить полет. После ее достижения, если разбег не был прекращен, остановить взлет уже нельзя – если самолёт не взлетит, то просто выкатиться за пределы взлетно-посадочной полосы и, возможно, не избежит серьезной аварии. В прошедшем году наш громадный аэробус под названием «Энергосбережение в ЖКХ» достиг этой скорости и все-таки готовится взлететь. Пилоты в лице Правительства РФ, Минэкономразвития, Минстроя, Минэнерго и других ведомств, похоже, приняли решение не останавливаться, а понемногу набирать обороты, скорость и высоту.

Закон на службе энергосбережения                                                                                

Основным толчком к этому «взлету» стал, как известно, Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» в котором была определена цель – снизить к 2020 г. энергоемкость ВВП не менее чем на 40 % от уровня 2007 г. Во исполнение данного Указа в 2009 году был принят Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…», целью которого является создание правовых, экономических и организационных стимулов энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Законом были определены сроки обязательной установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, фактически предполагалось уже к 2012-му году перейти на оплату энергетических ресурсов по фактическому потреблению. И хотя до сего дня процедуру массовых коммерческих расчетов за тепловую энергию на уровне квартиры наладить не удалось, оснащенность приборами учета тепловой энергии на уровне дома составляет в среднем по стране 63 %, а в некоторых регионах доходит почти до 95 %. И это безусловная заслуга 261-го Закона, которым также предписывалось государственным и муниципальным учреждениям снизить объемы потребляемых энергетических ресурсов в течение пяти лет не менее чем на 15 % от объема фактически потребленного в 2009 году с ежегодным снижением этого объема не менее чем на 3 %. Для достижения указанных целей была принята государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (рис. 1), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 2446-р, которая в настоящее время входит как подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» в государственную программу «Энергоэффективность и развитие энергетики», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321.

Рис. 1 Основные документы в области повышения энергоэффективности

Вслед за этим распоряжением, 1-го сентября 2016 г. Правительством Российской Федерации было принято распоряжение № 1853-р, План мероприятий («дорожная карта») по повышению энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, в котором подробнейшим образом было прописано, какие еще нормативные акты следует разработать и принять, чтобы включить энергосберегающие мероприятия в повседневную работу «на земле», в программы капитального ремонта, реконструкции или нового строительства.

В соответствии с «дорожной картой»  Минэнерго России разработало первоочередные требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, которые были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7  марта 2017 г. № 275. В частности они предусматривают с 1 января 2018 г. обязательное использование светодиодного освещения и установку индивидуальных тепловых пунктов с  автоматическим погодным регулированием при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте для ряда типов зданий.

Такая мера выглядит абсолютно оправданной, поскольку ИТП с автоматическим погодным регулированием (рис. 2, 3, 4 ) является одной из ключевых технологий, позволяющих достигнуть экономии топливно-энергетических ресурсов в зданиях, строениях, сооружениях, в том числе и в зданиях бюджетного сектора. Наиболее высокие темпы внедрения ИТП с автоматическим погодным регулированием наблюдаются в республиках Татарстан, Иркутской области, а также в городах Санкт-Петербурге, Москве, Перми и ряде других регионов страны.

Рис. 2 Индивидуальный тепловой пункт

Расширились и механизмы финансовой поддержки энергосберегающих мероприятий, в частности Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2017 г. № 18 «Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки.. на проведение капитального ремонта многоквартирных домов» предусмотрена возможность выделение до 5 млн. рублей на каждый МКД, при внедрении энергосберегающих мероприятий, которые докажут свою эффективность.

Для популяризации идей энергосбережения среди населения и специалистов проводятся многочисленные выставки, фестивали энергосбережения, публичные обсуждения, конференции и т.п. мероприятия. Минстроем РФ создан Банк данных о наиболее эффективных технологиях в ЖКХ (www.банкжкх. рф) и реестр экономически эффективных проектов повторного применения (www.minstroyrf.ru/trades/gradostroitelnaya-deyatelnost-i-arhitektura/17/).

Минэкономразвитие, в свою очередь, разработало и вынесло на публичное обсуждение летом 2017- го года проект «Комплексного плана повышения энергоэффективности», который содержит ряд пунктов предписывающих усовершенствовать некоторые нормативные акты по энергосбережению в МКД и активизировать внедрение энергосервиса. Особый интерес, на мой взгляд, представляют пункты:

6. Упрощение процедуры заключения энергосервисных договоров (контрактов).

8. Формирование типовых комплексных проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

20. Подготовка предложений по введению обязанности установки общедомовых и индивидуальных приборов учета энергетических ресурсов в многоквартирных домах, оснащенных системами дистанционного сбора и передачи данных в ГИС ЖКХ.

21. Совершенствование порядка установления перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

22. Установление требования для многоквартирных домов, подключенных к системам централизованного теплоснабжения наличия оборудования, обеспечивающего в системе внутреннего теплоснабжения многоквартирного дома поддержание гидравлического режима, автоматическое регулирование потребления тепловой энергии в системах отопления и вентиляции в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, приготовление горячей воды и поддержание заданной температуры в системе горячего водоснабжения.

23. Подготовка предложений по установлению дифференцированных налоговых ставок на объекты недвижимого имущества в зависимости от их класса энергетической эффективности

Рис. 3 Схема теплового пункта с зависимым присоединением системы отопления к тепловой сети и двухступенчатым нагревом воды.

Трудности и проблемы

Сроки реализации большинства из этих пунктов отнесены на 2-й квартал 2018 года. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что об энергосбережении не забыли, и работа по совершенствованию и разработке законодательной и нормативной базы ведется достаточно активно. Однако не обходится и без проблем. Например, с глубоким сожалением следует отметить, что установка тепловой погодной автоматики не предусматривается 275-м ПП в жилых зданиях при проведении в них капитального ремонта. Таким образом в ходе работ по кап. ремонту инженерных систем МКД будут фактически воспроизводиться технические решения, актуальные на момент постройки здания, т.е чуть ли не полувековой давности! В этом случае на низкую энергоэффективность обрекается громадный пласт жилых зданий, упускается уникальная, возникающая раз в 30-40 лет возможность, привести инженерию МКД к современным показателям энергопотребления. Традиционные ссылки на нехватку финансирования, на мой взгляд, тут следует признать не состоятельными, поскольку анализ показывает, что более чем в 70 % регионов страны энергосберегающие мероприятия включены в обязательный перечень работ по капитальному ремонту и для их проведения разработаны минимальные сметные стоимости. Если же денег все-таки не хватает, то можно воспользоваться механизмом энергосервиса или субсидирования, предусмотренным 18-м ПП от 17 января 2017 гг.

Но в общем можно сказать, что в прошедшем году нормативная база существенно пополнилась долгожданными подзаконными актами, снимающими многие вопросы, возникавшие при практической реализации энергосберегающих мероприятий вообще и энергосервисных контрактов в частности. И это чрезвычайно важно, поскольку в последние годы в большинстве региональных программ по энергосбережению основной упор делается на внебюджетные источники финансирования, из которых именно энергосервис, как бы к нему не относились, является практически единственным инструментом привлечения инвестиций в модернизацию объектов социальной сферы. Да и не только социальной! В прошедшем году энергосервисные контракты, направленные на экономию тепловых ресурсов, и выражающиеся в установке узлов погодозависимой автоматики (АУУ) стали заключаться и с обычными МКД, что не может не радовать. Встречаются, безусловно, и тут проблемы, - а где их нет?- вся отрасль ЖКХ практически соткана из проблем, как лоскутное одеяло. Но хочется верить, что это проблемы роста, которые постепенно будут уходить. К таким проблемам относятся:

- низкая техническая грамотность специалистов энергосервисных компаний, решающих  в первую очередь вопросы финансирования, что приводит подчас к применению неработоспособных технических решений и в итоге к срыву контракта.

- отсутствие четких гарантий возврата вложенных средств. По сути энергосервис весьма рискованный бизнес, на который существенно влияют рост ставки ЦБ, деловые и межличностные конфликты между жильцами, УК, ЭСКО, теплоснабжающей организацией, и т.д да и погода, наконец! Сложно рассчитать, какой эффект экономии тепла будет достигнут, если в 2017 году в январе стояли 30-ти градусные морозы, а в этом +6 и распускается верба в парках.

- сложность сбора достоверных сведений по  текущему базовому теплопотреблению МКД

- неумение и, часто, нежелание УК грамотно эксплуатировать установленное по энергосервисному контракту оборудование

- подчас неоправданное давление административных органов на УК и ЭСКО с требованием вернуть температуру в помещениях на прежний уровень, иногда на 5-7 градусов, превышающий нормативный, поскольку после установки энергосберегающего оборудования начинаются жалобы от некоторых жителей, привычных к «африканской» жаре в своих квартирах.

- неумение грамотно и четко донести до жителей выгоды и эффекты от внедрения энергосервисного контракта.

Рис. 4 Узел автоматического управления ИТП

Кнут и пряник

Вообще, сколько не рассуждай о том, почему не развивается вовсе или развивается недостаточно быстро энергосбережение в стране следует признать, что основных стимулов его развития только два. И как обычно это классические кнут и пряник. Кнут в нашем случае – это весь комплекс государственных нормативных актов, предписывающих внедрение тех или иных энергосберегающих мероприятий, а пряник – это банальная материальная заинтересованность физического (жильца или собственника квартиры в МКД или индивидуальном жилом доме) или юридического (УК, ТСЖ, муниципальной администрации, и т. д.) лица в экономии энергоресурсов. Других мотивов заниматься энергосбережением практически нет.

Как уже отмечалось, в прошедшем году существенно обновилась и расширилась законодательная база, т. е. работа по совершенствованию конструкции «кнута» и методикам его применения ведется. Однако, на мой взгляд, иногда не хватает не столько отсутствующего закона, сколько желания применить уже существующие. Например, сплошь и рядом подрядчики и заказчики не устанавливают энергосберегающее оборудование, применение которого является обязательным и уже прописано в действующих СП, ГОСТах или иных нормативных актах, и не несут при этом никакой ответственности. Или, что еще хуже, не обладающие компетенциями отдельные управляющие компании, начав эксплуатировать современное оборудование, буквально за несколько месяцев «убивают» его, и спокойно возвращают недавно еще современную и эффективную инженерную систему в первобытное состояние. Поэтому представляется необходимым настроить все имеющиеся у государства структуры, прежде всего я имею в виду жилищную и техническую инспекции, экспертизу и муниципальные контрольные службы, на жесткую борьбу такими явлениями. Все возможности для этого есть.

Практически такая борьба должна выглядеть примерно так; установили в подвале жилого дома по какой-либо программе энергоэффективное оборудование, а через какое-то время оказалось, что УК его сломала, демонтировала и выбросила – составляется соответствующий акт и УК должна все восстановить за свой счет, да еще штраф заплатить. Т.е. нужно поставить все УК в такое положение, при котором им выгоднее будет научиться грамотно обслуживать подведомственное оборудование, чем изводить его на корню.

Что касается «пряника», то им, безусловно, может стать массовое внедрение индивидуального учета тепла на уровне квартиры. Как это будет организованно, с помощью распределителей тепловой энергии при сохранении вертикальной разводки трубопроводов или при массовом переходе на горизонтальные системы отопления с поквартирными теплосчетчиками (рис. 5) – не важно, главное, чтобы каждый житель МКД ощутил, что управляя потреблением тепла в своей квартире он существенно экономит на платежах за коммунальные услуги. Критически важно, чтобы в сознании каждого потребителя возникла прямая связь – тепло это те же деньги, только в иной форме и бездумно отапливать улицу все равно, что выбрасывать в форточку собственную зарплату. Я глубоко убежден, что отсутствие приборного поквартирного учета тепла и является самым большим препятствием на пути энергосбережения и энергосервиса в стране. И никакое дальнейшее совершенствование законодательной базы или применение драконовских санкций не даст такого эффекта, который даст обычный квартирный прибор учета тепла. Ведь представьте, что бы было, если бы мы все за электроэнергию, например, платили не по счетчику, а исходя из площади помещения. Гасили бы мы свет там, где он не нужен? Да нет, конечно! Зачем щелкать выключателем, напрягаться, если гаси не гаси, в конце месяца все равно заплатишь вмененную кем-то сумму. А с теплом сейчас именно так и происходит! Окна, даже в морозы, открыты почти в каждой квартире и через них наши денежки спокойно утекают в атмосферу.

Рис. 5 Поквартирный теплосчетчик установленный в системе отопления

Поэтому очень бы хотелось, чтобы в наступившем 2018 году приоритет был отдан именно «прянику» т.е. внедрению индивидуального поквартирного учета тепла, только в этом случае жители МКД станут осмысленными союзниками энергосервисных компаний, перестанут быть безразличными наблюдателями и сами станут активными участниками энергосберегающих мероприятий. Необходимо все усилия бросить на совершенствование 354-го ППРФ «О предоставлении коммунальных услуг…»целью которого будет максимально внятная и устраивающая как теплоснабжающии организации, так и жителей формула расчета за тепловую энергию на уровне отдельной квартиры, безусловно рассчитанная на основе показаний приборов учета, а не на нормативных значениях.

Только в этом случае России удастся догнать своих партнеров, энергоемкость экономики которых ниже в 1,5—2 раза.

Статья из журнала "Аква-Терм",  № 1/2018, рубрика "Энергосбережение".




Поделиться:

Опубликовано: 21 февраля 2018 г.

вернуться назад

impuls
ат19
salus