Издательский Центр Аква-Терм

«Чтобы оставаться лидером, нужно постоянно совершенствоваться»

Опубликовано: 15 декабря 2017 г.

1975

Эксклюзивное интервью Лукаса Ширнхофера, вице-президента POLYTECHNIK Biomass Energy, журналу «Промышленные и отопительные КОТЕЛЬНЫЕ И МИНИ-ТЭЦ»

На международном рынке котельных установок, работающих на биотопливе, Австрия пользуется отличной репутацией. Одним из лидеров-производителей  автоматизированных топочных установок для биогенных видов топлива является  POLYTECHNIK Biomass Energy – семейное предприятие с более чем 50-летней историей. Успех сопутствует ему благодаря открытости инновациям, постоянному технологическому развитию, продуманным принципам организации бизнеса, грамотной кадровой политике, безупречной репутации.  

Лукас Ширнхофер и владелец компании Лео Ширнхофер

ПКМ: Лукас, что представляет собой Ваша компания сегодня? Сколько в ней трудятся сотрудников?

Л.Ш.: Фирма была основана моим отцом, Лео Ширнхофером, 52 года назад. В штате на данный момент около 240 сотрудников. Головной офис компании, а также один из заводов, располагаются в Вайссенбахе, Нижняя Австрия, где я родился и вырос. Группе компаний Polytechnik принадлежат также два завода в Венгрии и завод в Румынии. В Австрии на предприятии заняты более 60 высококвалифицированных инженеров-теплотехников. Это семейное предприятие, где работают мои родители и сестра. И конечно же, у компании есть филиалы и представительства по всему миру.

Головной офис Polytechnik

ПКМ: Какое оборудование выпускает компания?

Л.Ш.: Уже более 50 лет Polytechnik занимается проектированием, изготовлением, поставкой и вводом в эксплуатацию водогрейных, паровых и термомасляных котельных установок, а также теплоэлектростанций (ТЭС), работающих на биотопливе и древесных отходах (кора, щепа, стружка, пыль) единичной мощностью от 300 до 30 000 кВт. Более 3500 котельных установок введены в эксплуатацию за это время во многих странах мира. Современные разработки позволяют нам гарантировать возможность использования не только всего спектра отходов деревообработки, но также и специфических видов биотоплива, при этом процесс выработки энергии полностью удовлетворяет требованиям охраны окружающей среды.

На российский рынок мы пришли  в далеком 1998 г. и уже без малого 20 лет удерживаем лидирующие позиции. Подавляющее большинство энергетических установок Polytechnik в России закупаются предприятиями лесной промышленности и мебельными фабриками, в технологическом цикле которых образуется большое количество древесных отходов, а также строительными компаниями, которые занимаются деревянным домостроением. Но есть и крупные заказчики из других отраслей, например,  ЗАО «Элинар-Бройлер» – одна из крупнейших птицефабрик Московской области.

Наша компания постоянно развивается и совершенствуется, а также ищет новые интересные направления в деятельности. Результатом последних лет исследовательской работы стало представленное в этом году технологически запатентованное оборудование для производства древесного угля.  Установки по изготовлению биоугля Polytechnik разработаны таким образом, чтобы произвести продукты с высоким содержанием углерода и низким содержанием смолистых загрязнений.

Котельная на ЗАО «Лесозавод 25»

ПКМ: Каковы основные преимущества Вашего оборудования?

Л.Ш.: К основным я бы отнес  использование только адиабатических многоходных топочных устройств, позволяющих добиться завершения процесса горения топлива в топочном пространстве и минимального выноса летучей золы с дымовым газом из топки; использование системы «сухого» золоудаления; наличие многоуровневой системы защиты от обратного возгорания топлива в механизмах топливоподачи; низкие эмиссионные выбросы; гарантия заявленной мощности котельной установки даже при работе на наиболее неблагоприятном топливе; возможность эксплуатации оборудования с редкими  остановами на сервисное обслуживание; длительный жизненный цикл установок и их полная автоматизация. Мы выполняем весь комплекс работ – от инжиниринга до запуска в эксплуатацию, в том числе работы «под ключ».

Л25. Момент монтажа

ПКМ: Мы знаем, что Ваша компания очень много инвестирует в исследования.

Л.Ш.: Да, конечно. Как говорится, чтобы оставаться лидером, надо постоянно совершенствоваться и не стоять на месте. Научные исследования на международном уровне мы осуществляем в  сотрудничестве с рядом партнеров: Мюнхенским техническим университетом, Венским техническим университетом, Австрийским научно-исследовательским институтом OFI, Институтом биоэнергии BEA и многими другими. В 2009 г. нами была построена собственная экспериментальная  установка, которая представляет собой прототип и отражает конструктивные особенности полного спектра котельных установок в диапазоне мощности от 300 кВт до 30 МВт.

В 2012 г. нашей компании присудили престижную премию в области охраны окружающей среды, «Daphne 2012», инициатором которой выступила торгово-промышленная палата Австрии. Тогда на рассмотрение был представлен научно-исследовательский проект «Модель регулирования установок на биомассе», который разрабатывался совместно с Техническим Университетом города Грац, компаниями BIOS BIOENERGIESYSTEME GmbH и Bioenergy 2020+, при поддержке Австрийского исследовательского общества способствующего продвижению научных исследований.  Целью данного исследовательского проекта являлась оптимизация регулирования процесса горения различных видов биомассы с параллельным увеличением КПД установок. Так что последние пять лет мы используем разработанную нами же систему регулирования.

Котельная установка

ПКМ: Расскажите о наиболее интересных, уникальных проектах, реализованных компанией в России за последние годы.

Л.Ш.: За последние годы мы произвели и ввели в эксплуатацию на территории Российской Федерации практически весь спектр производимого нами оборудования – от небольших водогрейных котельных до крупных паровых ТЭЦ. Например, у нашего постоянного партнера ЗАО «Лесозавод 25» в Архангельской области (группа компаний «Титан»)  функционируют на разных производственных участках две мини-ТЭЦ, введенные в эксплуатацию в 2010 и 2012 гг. соответственно, а также несколько водогрейных котельных, работающих на разных видах топлива (от пеллет до коры). На данный момент заканчивается монтаж мини-теплоэлектроцентрали на Амурской лесопромышленной компании в Хабаровске. С 2011 г. там успешно работают две котельные насыщенного пара  по 18 МВт каждая, в данный момент идет монтаж еще одной  18 МВт котельной и турбины, что в итоге будет представлять собой мини-ТЭЦ общей мощностью 54 МВт с выработкой 3,1 МВт электроэнергии.

Если говорить о проектах последних нескольких лет, то в 2016 г. был заключен ряд договоров, реализация которых запланирована как в текущем, так и в будущем году. В их числе стоит отметить возведение объектов «под ключ» на НАО «СВЕЗА Верхняя Синячиха» (термомасляные установки мощностью 2×7 МВт) и НАО «СВЕЗА Мантурово» (мини-ТЭЦ общей мощностью 36 МВт с выработкой 4 МВт электроэнергии), производство оборудования для ООО «Вятский фанерный комбинат» (в рамках договора с итальянской компанией Carmac поставлены паровые котельные мощностью 2×8 МВт и термомасляные установки мощностью 2×7 МВт), производство водогрейной котельной мощностью 3×10 МВт для ООО «Поморская лесопильная компания». Также в этом году запланирован ввод в эксплуатацию паровой котельной мощностью 2×7 МВт на ООО «Мурашинский фанерный завод».

Для нашей компании не существует различий между крупными и небольшими заказчиками, для нас все они равны, независимо от того, необходима ли им маленькая водогрейная установка или мощная ТЭЦ. Мы производим оборудование под конкретного клиента, его потребности и возможности, и каждый клиент для нас ценен. У нас нет «важных» и «не важных» клиентов, для нас каждый клиент является «крупным и важным».

ПКМ: Видимо, это один из основных принципов работы компании, который действует для Вас в России, как и в остальных странах мира.

Л.Ш.: Конечно, нам абсолютно все равно, откуда клиенты, это может быть Новая Зеландия, Азия, Китай, Россия – для нас все партнеры равно важны. Конечно, есть какие-то культурологические различия между людьми с разных континентов и стран, не со всеми можно иметь одинаковые отношения: с кем-то более дружеские, с кем-то – только  деловые, в любом случае мы находим общий язык с каждым из них.

Отдельно хочется сказать, что мне Россия особенно близка и очень дорога. Мы уже более 20  лет  работаем на российском рынке, и нашли здесь не только постоянных надежных партнеров, но и хороших друзей.

ПКМ: Какой процент продаж оборудования компании приходится на Россию?

Л.Ш.: От года к году эта цифра меняется в зависимости от экономической, политической ситуации. В среднем ее можно оценить от 10-15 до 30%.

ПКМ: Как Вы могли бы охарактеризовать российский рынок биоэнергетики?

Л.Ш.: Основная тенденция, которую могу отметить, это присутствие на российском рынке биоэнергетики большого числа производителей, выпускающих недорогое оборудование. Технология, конечно, несколько уступает европейскому производителю. Например, ряд установок предназначен только для узкоспециализированных видов топлива, другие не могут гарантировать константную мощность. Показатели выбросов в атмосферу вредных веществ у российского оборудования неплохие, но все-таки они пока что хуже, чем у ведущих европейских производителей.

Котел с автоматической очисткой

ПКМ: Какое место на российском рынке биоэнергетики занимает Ваша компания сегодня, как работалось последние несколько лет?

Л.Ш.: Пожалуй, 2016 г. стал одним из лучших за последнее десятилетие для нашей компании, как в целом по миру, так и в отношении российского рынка. 2014-2015 гг. были хуже в плане продаж, но не из-за падения спроса на продукцию, а из-за санкций. К сожалению, политики «вставляют палки в колеса», и конечно когда произошло обрушение рубля, получилось так, что наше оборудование стало слишком дорогим для российского клиента. Однако сейчас уже все пришли в себя и адаптировались к ситуации. В отношении лесопромышленного комплекса, могу только сказать, что мы очень много работали над тем, чтобы завоевать российский рынок, и продолжаем работать.

Если говорить о биоэнергетике в плане муниципального теплоэлектроснабжения, то, к сожалению, в России она пока не развита на должном уровне. Практически все наши заказчики на территории Российской Федерации – это промышленные предприятия.

С моей точки зрения, данный вопрос необходимо решать на законодательном уровне. Чтобы государство имело возможность покупать такое оборудование и проводить модернизацию, а также, чтобы частные инвестиции в альтернативную энергетику поддерживались на государственном уровне (поддержка «зеленой» энергетики на примере ряда европейских государств). Это было бы хорошо и для муниципалитетов, и для  потребителей тепла и энергии. К сожалению, в России это пока не очень развито. Здесь довольно большой бюджет выделяется на мазутные котельные, тогда как бюджет на то, чтобы построить высококачественную биоустановку, пока что минимален.

Большинство  угольных и мазутных котельных, которые я видел в России, очень старые, их КПД низкий, плохие показатели эмиссии (выбросов) и т.д. В принципе, модернизация необходима. И пусть сейчас придется выделить на модернизацию  большие инвестиции –   в будущем они принесут большую экономию, не говоря уже о том, что оборудование надежно и долговечно в эксплуатации.

ПКМ: Как Вы считаете, что должно делаться на уровне правительства для развития биоэнергетики?

Л.Ш.: Если мы говорим о таком топливе, как древесные отходы, а также глобально об альтернативной энергетике в России, то  было бы неплохо организовать на государственном уровне научно-исследовательские институты, которые смогут изучить проблему и разработать наиболее рентабельные варианты применения тех же отходов, а также развития альтернативной энергетики. К примеру,  оборудование само по себе стоит недешево, а значит надо постараться съэкономить на логистике, которая должна учитывать близость поставщика древесных отходов к котельной. На уровне муниципалитетов должны заключаться договора с близко расположенными лесопромышленными предприятиями, с теми, у кого есть древесные отходы, чтобы муниципалитеты получали тепло, а лесопромышленники утилизировали отходы.  Необходимо, чтобы государство осуществляло софинасирование, чтобы привлекало частных инвесторов. Но это надо делать в рамках единой системы, как в Европе.

Момент монтажа на Амурской ЛК

ПКМ: Как Россия могла бы перенять опыт Европы в отрасли биоэнергетики?

Л.Ш.: Все решения должны приниматься на политическом уровне. В нашем случае, есть сообщества на уровне Торгово-Промышленной палаты Австрии, где дискуссии проводятся на эту тему, где можно задать вопросы, перенять опыт. В России это надо делать на уровне Министерства энергетики. В Европе биоэнергетические установки поддерживаются государством. Если вы как частный инвестор вкладываете деньги в альтернативную энергетику, то можете запитывать «зеленую» энергетику по более высокому тарифу. С моей точки зрения, главное – это заинтересованность и желание, а найти подходящие варианты всегда возможно.

Статья из журнала "Промышленные и отопительные котельные и мини-ТЭЦ" №6/2017

Подписаться на статьи Вы можете на главной странице сайта


Поделиться:

вернуться назад