Издательский Центр Аква-Терм

Павел Марышев: «Перевод угольных и мазутных котельных на природный газ — приоритетное направление развития ЕЭС»

Опубликовано: 12 октября 2023 г.

8959

Российская экономика, столкнувшись с беспрецедентным уровнем санкционного давления со стороны коллективного Запада, продемонстрировала высокий уровень устойчивости к внешним шокам. Роль и место элеткро- и теплоэнергетики в обновленной конфигурации российской промышленности сложно переоценить. Адекватная оценка рисков при выборе дальнейшего вектора развития промышленного и топливно-энергетического сектора — основа для гармоничного развития российской экономики в условиях турбулентности и повышенной волатильности рынка.

Первая «волна» рисков и угроз, вызванная трансформацией глобальных товарно-денежных отношений, успешно преодолена, в том числе — за счет внутренних ресурсов реального сектора экономики и бюджетных траншей. Дальнейшее развитие российской экономики неразрывно связано с тремя ключевыми тенденциями. Первая — масштабное импортозамещение, технологическая суверенизация, локализация производства оборудования и комплектующих для отраслей, критически важных для гармоничного преодоления экономической турбулентности. Вторая — насыщение внутреннего рынка доступной продукцией, перенос вектора созидательной деятельности с западного направления на восточное. Третья (предтеча для двух первых) — создание благоприятных условий для укрепления энергетического сектора, повышения энергетической эффективности, улучшения качества и надежности мощностей, генерируемых и доставляемых абонентам в рамках ЕЭС (единая энергетическая система) и в ИТТ (изолированные труднодоступные территории).

Таким образом, как отмечают многие эксперты, надежность тепло- и электроснабжения крупных промышленных абонентов сегодня — вопрос, первостепенный для гарантии экономической безопасности и устойчивого развития Российской Федерации.

«Безусловно, надежная и эффективная энергетика — основа гармоничного развития любой территории. Говоря об актуальном состоянии генерирующей и распределительной инфраструктуры российской энергетики, необходимо отметить интересное противоречие. С одной стороны, совокупная установленная мощность генерации составляет 240 ГВт при пиковом потреблении в 160 ГВт — избыточность существующих объемов очевидна. С другой — стоимость мощности, сетевые тарифы для крупных абонентов безостановочно ползут (местами — даже двигаются легким аллюром).

Например, В 2023 году цена оптового рынка, по прогнозу профильного регулятора, вырастет на 8,6%. Аналитики винят во всем определенный «застой» спроса, вызванный снижением потребительской способности населения, и увеличением цены на голубое топливо. Такое противоречие особенно остро бросается в глаза, если учесть фактор гидроэнергетики и мирного атома, на долю которых приходится около 30% установленной мощности.

С другой стороны – постоянно растущие тарифы стимулируют крупных потребителей создавать собственные объекты генерации, что является «укрепляющим» фактором для общей энергетической устойчивости российской экономики, — отметил Марышев Павел, директор по развитию ООО «Энергия Плюс».

Заметным трендом российской энергетики, несмотря на «шоковое» состояние экономики, остается декарбонизация. Президент Владимир Путин поручил достичь экологической нейтральности российской экономики к 2060 году. Трансформация логистических и производственных цепочек, перевод экспорта с запада на восток, вопреки ожиданиям экспертов, лишь стали дополнительным стимулом для увеличения инвестиций в устойчивое развитие, в частности — в «озеленение» деятельности компаний, например — через снижение выбросов scope 2 (от производства и транспортировки электрической и тепловой энергии, потребляемой производством).

Ключевыми регуляторными мерами, предпринятыми государством для стимулирования инвестиционных проектов в сфере декарбонизации энергетики, стали программы поддержки возобновляемой энергетики. Государственные программы ДПМ ВИЭ и ДПМ ВИЭ штрих — основополагающие меры поддержки для отечественных компаний — поставщиков «чистой» энергии. 

«Возобновляемые источники энергии для России сегодня — новелла выставочного характера: задача — убедить восточных партнеров в масштабности «зеленой» повестки с целью получить беспрепятственный выход на азиатские товарно-сырьевые биржи. Если мы говорим о необходимости снижения углеродоемкости российской экономики — давайте развивать CCSU-технологии (carbon capture storage and utilization), стимулировать развитие рынка углеродных единиц, создание и валидацию климатических проектов.

Перевод угольных и мазутных котельных на природный газ — приоритетное направление развития единой энергетической системы РФ. Тем более, что данный вид работ — «конек» российских инженеров, в этом направлении мы технологически суверенны, внутренних компетенций вполне достаточно. ВИЭ — это авантюра, дополнительные риски, которые допускать в условиях текущей международной конъюнктуры неразумно. 

Поэтому государственную поддержку, которая сегодня направляется в заведомо нерелевантные для рынка ВИЭ-проекты, необходимо направить адресно в более актуальные сектора энергетики», — добавил эксперт.


Поделиться:

вернуться назад