Издательский Центр Аква-Терм

Недорогие и надежные решения по диспетчеризации и сервису сети котельных на базе отечественной автоматики

Опубликовано: 10 марта 2017 г.

223

П. Шашин, руководитель службы технического обслуживания и ремонта ООО «Атриум Сервис», Г. Борисов, начальник отдела аналитики ЗАО «МЗТА Инжиниринг»

Сегодня диспетчеризация котельных уже не дань моде, а насущная необходимость. Своим опытом диспетчеризации котельных в г. Нижнем Новгороде делится компания «Атриум Сервис», которая занимается пусконаладочными работами, сервисным обслуживанием и эксплуатацией блочных и модульных котельных собственного производства.

Современная котельная (рис. 1) представляет собой сооружение, в котором осуществляется нагрев теплоносителя для систем тепло- или пароснабжения. Основные требования к котельным со стороны заказчиков и потребителей устанавливаются в соответствии с положениями нормативных документов, действующих на территории России, в том числе «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» и СНиП II-35-76 «Котельные установки». Согласно этим документам, отклонение температуры на выходе из источника тепла не должно превышать ±3 %  необходимой по графику. Перебои в подаче тепла, особенно в отопительный период, недопустимы.

Рис. 1. Паро- водогрейная котельная для нужд областной больницы им. Семашко (г. Н. Новгород, ул. Родионова). Водогрейная мощность 13 МВт и паропроизводительность 1 т/ч.

Паро- водогрейная котельнаяСуществующий в России парк котельных в настоящее время активно обновляется и модернизируется. Но количество требующих реконструкции объектов еще велико. В особенно плачевном состоянии находятся системы автоматизации. Во многих регионах России, по сведениям из разных источников, износ газового оборудования, газоиспользующих установок и средств автоматизации котельных достигает 60–80 %, а по некоторым позициям, например, по автоматике безопасности, в отдельных случаях приближается к 100 %.

Специфика эксплуатируемых котельных ООО «Атриум Сервис» заключается в следующем:

– они расположены на всей территории Нижегородской области, а также за ее пределами;

– режим работы котельных – как непрерывный (отопление, горячее водоснабжение и пар на технологию), так и сезонный (только отопление);

– котельные подают тепло для таких потребителей, как больницы, жилой фонд (целые микрорайоны), производственные помещения;

– мощность автоматизированных котельных, которые уже введены в эксплуатацию, составляет от 100 кВт до 30 МВт. Ряд котельных запроектирован под расширение до 50 МВт;

– основным видом топлива является природный газ. Также есть объекты, работающие на сжиженном углеводородном газе, дизельном топливе и комбинированном (газ/дизельное топливо). В котельных, использующих комбинированное топливо, дизельное является либо аварийным, либо резервным;

– все котельные, согласно действующим правилам, являются опасными производственными объектами.

Для обеспечения эффективной и безопасной работы котельных сегодня применяют автоматизированные системы регулирования и управления. В ООО «Атриум Сервис» используются программно-аппаратные средства ОАО «МЗТА» (ПТК «Контар»).

Основу систем на базе ПТК «Контар» составляют свободно программируемые контроллеры, что позволяет реализовать эффективные алгоритмы, максимально адаптированные к индивидуальным особенностям объекта управления. Универсальность входов и выходов контроллеров обеспечивает взаимозаменяемость датчиков и исполнительных механизмов от разных производителей как на стадии пусконаладочных работ, так и в процессе эксплуатации.

Комплексная автоматизация котельной позволяет радикально сократить число трудоемких ручных операций (таких, как пуск котла вручную) и перейти к работе без постоянного обслуживающего персонала. Раньше для подобных объектов приходилось нанимать штат аварийных диспетчеров, которые посменно выполняли их обход. Создав удаленную центральную диспетчерскую, можно оперативно управлять целой сетью подключенных к ней котельных и отслеживать их состояние. При необходимости мобильные бригады могут направляться для устранения неполадок в работе оборудования. При этом резко сокращается штат аварийных диспетчеров и достигается высокая оперативность устранения неполадок и аварий.

Для непрерывного мониторинга обслуживаемых удаленных объектов используется система диспетчеризации АСУ. Она дает возможность в режиме реального времени иметь представление о состоянии основного оборудования котельной, его исправности и продуктивности работы.

Системы автоматизации удаленных котельных выводятся в Интернет для диспетчеризации через уже существующие локальные сети. В случае их отсутствия используются обычные GSM/GPRS модемы с сим-картами. При потере связи котельной с системой диспетчеризации организуется автоматический сброс модема для восстановления связи средствами самой системы автоматизации. Это позволяет организовать недорогую и надежную диспетчеризацию объектов.

В  ПТК «Контар» входят две системы диспетчеризации – КОНТАР SCADA и КОНТАР АРМ. Программное обеспечение КОНТАР SCADA не распространяется среди пользователей, а установлено на сервере МЗТА, выведено в сеть Интернет и предоставлено в общее пользование. Каждому пользователю ПТК «Контар» может быть выделен доступ в систему (имя пользователя и пароль) для создания собственного проекта диспетчеризации. Он может работать со своим проектом, никак не влияя на работу других пользователей.

Доступ к системе может быть осуществлен через обычный интернет-браузер с любого компьютера/ноутбука/смартфона/коммуникатора, подключенного к сети Интернет. Данная система идеально подходит для диспетчеризации удаленных необслуживаемых объектов в условиях, когда нецелесообразно организовывать отдельную диспетчерскую службу или когда нет необходимости осуществлять непрерывное наблюдение за значениями параметров на объектах.

КОНТАР АРМ – это классическая SCADA система, развертываемая на компьютере диспетчера под управлением ОС Windows. Она обладает всеми основными возможностями SCADA систем (такими, как мониторинг, управление, архивирование тревог и текущих параметров, авторизация, протоколирование доступа, рассылка SMS и e-mail уведомлений) и наиболее удобна для непрерывного круглосуточного наблюдения.

Для котельных применение систем диспетчеризации дает следующие преимущества.

Во-первых, они обеспечивают быструю реакцию операторов на события и тревоги.

Во-вторых, позволяют гибко привлекать и более эффективно использовать персонал для обслуживания распределенных объектов, тем самым повышая общую производительность труда подразделения.

В-третьих, сокращают транспортные и командировочные расходы персонала.

В-четвертых, экономят средства за счет коррекции температуры горячей воды и отопления. При этом потребитель не чувствует такой коррекции.

В-пятых, обеспечивают экономию за счет более точного поддержания заданной температуры горячей воды и отопления на выходе из котельной.

В-шестых, экономят средства благодаря отсутствию необходимости держать местных операторов непосредственно на котельных.

Основные требования к системе диспетчеризации котельных: надежность, безопасность и эффективность работы. В данном случае это достигается за счет следующих факторов.

Прежде всего, благодаря резервированию систем диспетчеризации путем использования двух независимых и параллельно работающих систем.

Далее – за счет круглосуточного наблюдения за объектами со стороны диспетчеров оперативно-диспетчерской службы (ОДС), которые находятся в центральном офисе  «Атриум Сервис» (рис. 2).

Рис. 2. Рабочее место диспетчера ОДС

Рабочее место диспетчера ОДС

На основе КОНТАР АРМ создана ОДС группы компаний «Атриум», которая включает двух операторов в смену (на каждого из них приходится по 35–40 объектов на постоянном наблюдении) (рис. 3).

Рис. 3. Мнемосхема системы диспетчеризации КОНТАР АРМ, на которой изображена сеть обслуживаемых котельных

Мнемосхема системы диспетчеризации КОНТАР АРМ

Операторы управляют ключевыми параметрами котельных: включением котлов, каскада котлов, режимов отопления и ГВС, а также настройкой температур на выходе из котельных, сбросом аварий и др. (рис. 4). На базе КОНТАР SCADA выполнена резервная диспетчеризация всех объектов, которой пользуются как сама ОДС в случае обрыва основного канала Интернета в центральном офисе, так и наладчики. Вход в нее возможен с помощью телефона, планшета, ноутбука, что обеспечивает большую мобильность для всего персонала и оперативность при устранении неполадок.

Рис. 4. Мнемосхема с одной из обслуживаемых котельных

Мнемосхема с одной из обслуживаемых котельных

Кроме того, наличие разграничения прав доступа в системах диспетчеризации позволяет осуществить выборочный доступ к требуемым параметрам контролируемого объекта различным пользователям (операторам/наладчикам), действия которых протоколируются.

Наконец, непрерывное ведение журналов тревог и архивация ключевых параметров дает возможность значительно повысить эффективность работы диспетчеров, так как нет необходимости постоянно вести записи журналы – оперативный, отказов и др.

Внедрение диспетчеризации позволило сократить на 30–40 % количество аварийных вызовов на объекты и за счет этого увеличить эффективность каждого сервисного инженера как минимум на 25–30 %. Практически во всех случаях удается не «проваливать» температуру на выходе из котельной и на порядок быстрее реагировать на аварийные ситуации.

Можно с уверенностью утверждать, что диспетчеризация котельных весьма актуальна в условиях нестабильной экономической ситуации в стране, роста цен на энергоносители и природные ресурсы. Диспетчеризация позволяет сочетать комфорт потребителей коммунальных услуг с энерго- и ресурсосбережением, обеспечивать технологическую безопасность и снижать расходы на эксплуатацию.

Статья из журнала "Промышленные и отопительные котельные и мини-ТЭЦ"№2/2016




Поделиться:

вернуться назад