Издательский Центр Аква-Терм

Европа: кондиционеры переходят на пропан

Опубликовано: 23 января 2013 г.

1684

 С ужесточением норм экологической безопасности в странах ЕС растет спрос на климатическое оборудование, использующее экологически безопасные хладагенты. В первую очередь – пропан (R290). Владельцев уже установленного оборудования, использующего фторсодержащие фреоны, ждут ужесточение мер контроля и правил безопасности, а значит, и дополнительные финансовые затраты.

Подписаться на статьи можно на главной странице сайта.

 Под жесткий контроль попадает как уже запрещенный для ввоза в Европу фреон R22, разрушающий озоновый слой, так и R410a – наиболее популярный хладагент для кондиционеров на сегодняшний день. Ведь он имеет серьезный недостаток – высокий потенциал влияния на глобальное потепление (GWP =1890). В связи с этим Дания уже отказалась от его использования.

В Европе внимательно следят за тем, чтобы фторсодержащие хладагенты из действующих климатических систем не попадали в атмосферу. Причем ответственность за поддержание техники в безопасном для экологии состоянии возложена на потребителей, которым приходится регулярно оплачивать соответствующий сервис лицензированным компаниям. В такой ситуации многие предпочитают заплатить за перевод оборудования на природный хладагент, безопасный для озонового слоя и климата. 
К экологичным природным хладагентам относятся R290 – пропан (используется в кондиционерах), бутан и изобутан (R600a, сейчас применяется почти во всех холодильниках), а также углекислый газ и аммиак. Одним из самых перспективных хладагентов считается пропан. Он не оказывает разрушающего воздействия на озоновый слой и имеет очень низкий потенциал влияния на глобальное потепление (GWP=3). Кроме того, термодинамические характеристики пропана почти не отличаются от широко распространенного ранее R22. Европейцы не только являются самыми активными в мире покупателями нового оборудования на пропане, но и массово переводят на его использование ранее установленную климатическую технику. 
Первое в мире серийное производство кондиционеров, работающих на R290, появилось в 2011 г. Компания GREE (Китай) стала первым производителем климатического оборудования, получившим сертификат VDE, позволяющий использовать хладагент R290 в бытовых кондиционерах. До сих пор его применение в климатической технике было ограничено из-за потенциальной пожароопасности. Полученный сертификат доказывает, что компании удалось создать безопасный кондиционер, использующий пропан, и что он отвечает строгим стандартам Евросоюза. Специалисты успешно решили целый комплекс сложных задач, таких как разработка нового компрессора, контроль за количеством заправляемого хладагента, предотвращение утечек, изоляция от источников огня и изменение системы управления. 
Холодопроизводительность «пропанового» кондиционера – 2,4 кВт, масса заправляемого хладагента – менее 300 г, что отвечает стандартам ЕС. Причем, энергопотребление кондиционера на 15 % меньше, чем у аналогичных устройств, использующих R22.
Сейчас на заводе в г. Чжухай (Китай) производят более 100 тыс. таких сплит-систем в год. А летом 2012 г. началось производство мобильных кондиционеров и осушителей воздуха на этом экологически безопасном хладагенте. 
В текущем году еще несколько компаний объявило о начале производства бытовых кондиционеров, работающих на пропане. На рынке появились и первые чиллеры на R290. 
Пока доля такого оборудования невелика – примерно 1 % общего объема продаж, но прогнозируется, что она будет расти быстрыми темпами, увеличиваясь на 1–2 % ежегодно. 
Большой плюс кондиционеров на R290 цена – применение пропана позволило снизить стоимость некоторых моделей кондиционеров. Удешевление стало возможным благодаря уменьшению размеров теплообменников, низкой цене хладагента и малому объему газа, требуемого для заправки (для работы бытового кондиционера необходимо всего 200–300 г пропана). К сожалению, пока что в Россию запрещен ввоз кондиционеров, использующих в качестве хладагента пропан, но лишь это формальное и легко устранимое препятствие для распространения такой климатической техники. 



Поделиться:

вернуться назад