Тревожные экологические проблемы – простые решения
Опубликовано: 17 декабря 2012 г.
256
Эксперимент по раздельному сбору твердых бытовых и опасных отходов в Ярославской области.
Участники ярославской конференции
Инновационная технология очистки дренажных вод полигонов твердых бытовых отходов.
Наиболее опасным фактором влияния полигонов твердых бытовых отходов на окружающую среду являются их сильно минерализованные дренажные воды (ДВ). Они формируются в теле полигона при взаимодействии отходов с инфильтрующимися атмосферными осадками и характеризуются, как правило, натриево-хлоридным или натриево- гидрокарбонатным составом, содержат многочисленные компоненты распада органических соединений, азотсодержащие вещества, минеральные соли, тяжелые металлы.
Характерной особенностью техногенных вод полигонов является высокое содержание аммония, который имеет очень жесткие значения ПДК для сточных вод, сбрасываемых на рельеф и в водоемы. Нередко в этих водах аммонийный азот преобладает над нитратным.
Ряд разработчиков включает в установки узлы глубокой механической очистки от взвешенных и коллоидных частиц на фильтрах с песчаной загрузкой, либо на модулях ультрафильтрации, а также узлы обессоливания воды на обратноосмотических мембранах (концентрат обратного осмоса традиционно предлагают направлять на выпарку). Есть предложения и по выпариванию всего потока ДВ (г. Киев), обработке воды лазерными лучами (г. Калуга), использованию биосорбционных фильтров (г. Пермь) и электрокоагуляционно-флотационной технологии (г. Москва), а также по очистке ДВ биологическим методом в системе каскадных биофильтров и малопроточных прудов (г. Самара).
Специалистами ЗАО «БМТ» (г. Владимир) разработана технология очистки высокозагрязненных дренажных вод полигонов твердых бытовых отходов (ТБО) до требований слива на рельеф и в водоемы, в том числе рыбохозяйственной категории водопользования. Технология включает электрохимическую обработку; фильтрацию на фильтрах с песчаной загрузкой; обессоливание на обратноосмотическом мембранном модуле; доочистку от низкомолекулярной органики на сорбенте; биологическую доочистку (при необходимости), возврат концентрата в тело полигона для участия в биохимических реакциях. Использование данной технологии позволяет резко сократить расход коагулянтов, флокулянтов и дезинфицирующих реагентов, повысить надежность очистки до требований ПДК (в том числе по азотным соединениям), минимизировать габаритные размеры установки и существенно сократить капитальные и эксплуатационные затраты.
Комплексный подход к решению переработки ТБО до 95 %.
С каждым годом количество накапливаемых отходов производства и потребления значительно увеличивается. Ежегодно каждый житель нашей страны производит около 2 тонн мусора. Всего же в стране каждый год образуется около 7 млрд. тонн твердых отходов, однако вторичной переработке подвергается лишь небольшая доля ТБО.
Свалка – это гигантский, в прямом смысле слова, взрывоопасный химический реактор, состоящий из полуразложившихся продуктов, строительного мусора, ядохимикатов и т. п. Возгорание этих отходов приводит к выделению сильнейших ядов. Поэтому такие методы обращения с ТБО, как захоронение или сжигание мусора – не решение проблемы.
Специалистами ООО «Урал-Сот» (Свердловская область, г. Березовский) была предложена новая комплексная стратегия утилизации ТБО, которая в соответствии с проведенными исследованиями позволяет вовлечь в хозяйственный оборот до 95% бытовых отходов.
При использовании сортировочных комплексов вторичные ресурсы из отходов настолько эффективно извлекаются и перерабатываются, что на полигоны (свалки) направляется лишь 5% «хвостов». Кроме того, применение данного оборудования сделает возможным рециклинг отходов на уже существующих свалках, что позволит не только превратить ненужный мусор в товары народного потребления, но и ликвидировать огромные свалки, ставшие настоящим «национальным» бедствием!
Альтернативное решение проблемы с применением Мобильного сортировочного комплекса предложили специалисты ООО «Рециклинг-Лайн» (г. Курск).
Тарифное регулирование в сфере тепло- и водоснабжения.
Вопросы о введении обязательного долгосрочного тарифного регулирования, о практике установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг участники конференции адресовали:
- Хованской Г.П., председателю комитета ГД РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству;
- Федякову А.С., начальнику отдела разъяснительной работы по вопросам ЖКХ Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса Федеральной службы по тарифам;
- Шапошниковой Н.В., директору Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области;
- Хмельникову Б.В., генеральному директору ЦНИС - ЗАО «Научно- Исследовательский Центр Муниципальной Экономики».
Законопроект по долгосрочному тарифному регулированию в первом чтении закон принят. Однако сейчас рассматривается очень большое количество поправок ко второму чтению. Суть этого законопроекта, что мы идем к долгосрочному регулированию. До 2016 года будет переходный этап. А затем ФСТ будет утверждать тарифы только на основе долгосрочных параметров. Со сроком от 3 до 5 лет. Эти тарифы будут утверждаться на основе предельных индексов, предельных уровней, которые тоже будут утверждаться на долгосрочный период. С 2016 возможно будет новая практика утверждения предельных индексов в сфере тепло- водоснабжения.
Предусматривается поправка, которая синхронизирует сферу теплоснабжения с водоснабжением. И предельные индексы в сфере водоснабжения можно будет превышать.
Расчет предельных уровней тарифов и предельных индексов изменения тарифов на 2013 год производился ФСТ России в соответствии с основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.
Индексация тарифов на тепловую энергию на 2013 год будет осуществлена 1 июля 2013 года в размере 10% в среднем по Российской Федерации, что соответствует среднегодовому повышению тарифа на 10,5-12,2% (в зависимости от формы оплаты – линейной или по показаниям счетчиков).
Индексация тарифов организаций, предоставляющих услуги по водоснабжению и водоотведению, в 2013 году также будет осуществляться в июле в размерах, ориентированных на инфляцию, при росте 10% в среднем за год к предыдущему году.
Ограничение роста платы граждан за коммунальные услуги на федеральном уровне: 2011 год – 25%, 2012 год – 15%. С 1 января 2012 года утратили силу положения Федерального закона от 26.12.05 № 184-ФЗ по утверждению на уровне субъектов Российской Федерации предельных индексов роста платы за коммунальные услуги. Соответственно, установление таких предельных индексов на 2013 год субъектами Российской Федерации не представляется возможным. Основной инструмент сдерживания роста платы граждан за коммунальные услуги – субсидии незащищенным категориям потребителей.
Региональный опыт управления отходами.
Проблемные вопросы регулирования обращения отходов и основные пути их решения были рассмотрены на примере Ярославской, Владимирской, Костромской, Кировской, Вологодской, Нижегородской, Тульской областей, Камчатского края.
Участники конференции отметили острую необходимость разработать новый отдельный базовый закон об отходах производства и потребления и вторичных материальных ресурсах.
Законопроект должен решать следующие основные задачи:
- конкретизировать правовые основы, которые определяют права, обязанности и ответственность всех участников отношений на протяжении полного технологического цикла отходов и вторичных ресурсов (с момента образования отходов и кончая их вовлечением в хозяйственный оборот либо их безопасным захоронением на полигонах при невозможности переработки отходов);
- содержать основные принципы определения собственника любой группы отходов формулировать механизмы передачи прав собственности;
- учитывать обращение со всеми видами и потоками отходов;
- предусматривать введение международных норм в части иерархического порядка обращения с отходами, классов опасности отходов и др.;
- ввести в российское правовое поле международный принцип «ответственность производителя»;
- регламентировать перемещение отходов (от источника образования до места конечного размещения) с участием и ответственностью органов государственной власти;
- ликвидировать функциональную размытость полномочий органов власти всех уровней;
- ввести механизмы экономического стимулирования при обращении с вторичными ресурсами и содействовать их вовлечению в хозяйственный оборот;
- создать основу для воссоздания местной промышленности в регионах в целях эффективного использования вторичного сырья.
. Резолюция конференции.
Рассмотрев и всесторонне обсудив актуальные вопросы состояния, перспектив и основных направлений дальнейшего развития жилищно-коммунального комплекса России, участники конференции приняли Резолюцию с рекомендациями по решению приоритетных вопросов создания современного, экономически эффективного и экологически безопасного жилищно-коммунального комплекса.
Резолюция конференции направлена Президенту РФ Путину В.В., Председателю Правительства РФ Медведеву Д.А., Председателю Федерального Собрания СФ РФ Матвиенко В.И., Председателю Государственной Думы ФС РФ Нарышкину С.Е., Министру природных ресурсов и экологии РФ Донскому С.Е., Министру регионального развития РФ Слюняеву И.Н.