Издательский Центр Аква-Терм

Рынок отопительной техники в 2010 году

Опубликовано: 25 февраля 2011 г.

137

Т. Сергеев

2008 год ознаменовался мировым экономическим кризисом, оказавшим резко негативное влияние на рынок отопительной техники. 2009-й прошел в ожидании конца спада, когда оставшиеся в строю компании учились работать в новых условиях. А каким был 2010-й? Его противоречивый характер во многом определяло взаимовлияние «плюсов» и «минусов».

Подписаться на статьи можно на главной странице сайта.

В качестве основных объективных факторов, влияющих на рынок, можно назвать состояние строительной отрасли и общеэкономическую ситуацию в стране и мире, в том числе, опосредованно, – параметры платежеспособного спроса. На вопрос, вышло ли капитальное строительство из кризиса, можно дать два взаимоисключающих ответа: «да» и «нет» относительно различных сегментов. Немаловажно также и существование временного «люфта», возникающего между рынками строительства и инженерного оборудования. Инерционность первого значительно (на год–полтора) больше, чем у второго. То же можно отнести и к тенденциям оптовых и розничных продаж, спад и рост которых имеет сдвиг по времени.

Российский рынок отопительного оборудования пока находится лишь на начальном посткризисном этапе. По оптимистическим прогнозам его полное восстановление произойдет к концу 2011 г., по пессимистическим – к 2014 г. И это связано с существующей инерцией спада 2008–2009 гг., а также с зависимостью от состояния строительного рынка. 

По данным Росстата, в январе–сентябре 2010 г. было введено в эксплуатацию 383 тыс. квартир общей площадью 33,0 млн. м2 – на 5,5 % меньше, чем в соответствующем периоде предыдущего года. 
При этом снижение жилого строительства в разных субъектах РФ отличалось: в Москве оно составило 26,4, Ленинградской области – 13,4, Татарстане – 10,4, Башкортостане – 10,3, Свердловской, Ростовской и Московской областях – 8,9, 5,2 и 3,1 % соответственно. 
В январе–сентябре 2010 г. индивидуальными застройщиками введено 122,6 тыс. жилых домов общей площадью 16,6 млн. м2 (на 12,8 % меньше, чем за три первых квартала 2009 г.). Доля индивидуального домостроения в общей площади завершенного строительством жилья в целом по России – 50,4 %. 
На рис. 1 показаны объемы ввода жилой площади по месяцам 2010 г. в сравнении с 2009-м.
Рис. 1. Ввод в строй жилой площади в 2009 и 2010 гг. по месяцам, млн м2 общей площади (источник – Росстат)
Обнадеживающим для рынка инженерного оборудования являются рост строительства в сельской местности, а также тот факт, что в 2010 г. земельные участки в основном стали приобретаться для непосредственного проживания, причем с незамедлительной проработкой проекта и подбором подрядчика. В перспективе вчерашние покупатели участков без подряда (массовый продукт) переориентируются на готовые строения с минимальным сроком заселения. Эксперты считают, что наиболее востребованы будут небольшие участки с домом площадью 100–150 м², электрофицированным и оснащенным системой отопления, водопроводом (скважиной), септиком. 
По оценкам экспертов из числа специалистов компаний, занимающих ведущее положение на рынке отопительной техники, его общий рост, составив более 30 % в прошедшем году, все же не компенсировал полностью падение во время кризиса. Причем продажи в верхнем ценовом сегменте, сильнее сократившись, восстанавливались медленнее. В то же время и спад произошел неравномерно, в меньшей степени затронув продажи оборудования, используемого при строительстве коттеджей: рост в этом сегменте составил 10–15 % при кризисном спаде в 15–20 %. 
Тенденциями развития отечественного рынка стали сдвиг спроса в средний ценовой сегмент и стремление пользователя экономить за счет модернизации и ремонта уже установленной техники. Косвенно это доказывают опережающие темпы роста продаж запасных частей (на 8–10 %). 
Один из позитивных итогов 2010 г. – рост оптовых продаж. (На рис. 2 можно видеть оборот оптовой торговли по Федеральным округам в январе–октябре 2010 г.) Определенное оживление на рынке можно было констатировать уже в феврале, а к декабрю ряд ведущих отечественных компаний сумел достигнуть или даже превзойти докризисный уровень. Оптовые поставки радиаторов, насосов, элементов обвязки теплогенераторов выросли по отношению к 2009 г. более чем 40 %, котлов – на 30–35, труб – на 28–30.
Рис. 2. Объем и динамика оптовых продаж по федеральным округам РФ в январе–октябре 2010 г. (для организаций с основным видом экономической деятельности «Оптовая торговля», источник – Росстат)  
В течение 2010 г. цены на продукцию, уменьшившиеся в период кризиса, возвращались к прежнему уровню с прослеживаемой тенденцией к 10–12-процентному росту (на российском розничном рынке, в рублях). Три одновременно действовавших фактора – колебания курса евро, уровень инфляции и удорожание материалов приводили к различной, в зависимости от вида оборудования и его производителя, ценовой динамике. 
Все существеннее становится для отечественного рынка объем импорта из КНР. При этом качество ввозимых из этой страны товаров повышается. Впрочем, общая оценка в данном случае некорректна: одно дело – оборудование, выпускаемое под контролем западных и российских компаний, другое – продукт полукустарного производства, выполненный «под фирму». Ценовой уровень качественного оборудования (известных заводов, дающих гарантийные обязательства) начал сближаться с производимой в других странах продукцией – это касается котлов, бытовых насосов, радиаторов. И средний рост цены в 7–8 % (в 2010 по отношению к 2009 г.) на фоне общего 5-процентного (на оптовом рынке импортных товаров, в валюте) был заметен, несмотря на сохранявшийся низкий обменный курс юаня. Его повышение объективно вызовет дальнейшее увеличение стоимости качественной продукции и ценовой «отрыв» от фальсификата. Поэтому, несмотря на соблазн купить внешне похожий на изделие известного производителя китайский товар по цене на 50 % ниже, риск приобрести подделку перевешивает при конечном выборе потребителя: он все чаще доверяет проверенному поставщику. В то же время очень емкий внутренний рынок Китая в значительной степени поглощает, например, бытовые котлы и алюминиевые радиаторы. «Всемирная фабрика» превращается из нетто-экспортера в крупнейшего потребителя своих изделий.
Что касается отечественной продукции, то наметившаяся тенденция к импортозамещению (здесь и далее речь идет о производстве тех или иных товаров или их групп в России)  в ряде случаев прервалась экономическим кризисом: пуск некоторых производств был отсрочен. С другой стороны, принятые в последнее время административные меры, направленные на экономическое стимулирование производства на территории России (повышение таможенных пошлин и др.), создали объективные предпосылки для его развития. В целом компании, имеющие в своем составе производственный сектор, оценивают сложившуюся к настоящему времени ситуацию как благоприятную для его развития. Но с одной оговоркой: при наличии правильно выбранной стратегической линии. 
Устойчивый рост показало производство инженерного оборудования, в частности, мембранных баков, запорной арматуры, вернувшееся по объемам к докризисным рубежам. Компании, имеющие диверсифицированный бизнес, широкую сеть филиалов и надежные партнерские отношения с зарубежными фирмами, оказались в выигрышном положении, быстрее преодолевая спад и занимая освобождающиеся производственные, инжиниринговые и сбытовые ниши. 
2009-й был отмечен снижением спроса на 30¬–33 % в промышленном секторе. И последствия этого еще серьезно сказывались в конце 2010 г. Многие компании продолжали курс на минимизацию капитальных затрат, снижая темпы внедрения более дорогого энергоэффективного оборудования. На этом фоне росло, но медленнее, чем в 2009 г., предложение в нижнем и среднем ценовом сегментах.     
Определенное представление о наметившейся тенденции можно составить исходя из того, что в 2009 г. в России было произведено 239 тыс. котлов, как бытовых, так и промышленных (спад по отношению к 2008 г. – 30 %, к 2007 г. – 34).
Однако рост объем производства за восемь месяцев 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. в пересчете на мощность – 115,8 % (10,5 ГВт и 4, 9 – в 2009 г.). 
На рис.3 можно видеть динамику импорта в РФ в течение 2007–10 гг. 
Рис. 3. Динамика импорта в РФ,  в % к декабрю 2007 г. (источник – Росстат)
В 2010-м импорт котельного оборудования в натуральном выражении распределялся так: почти 30 % – итальянские отопительные котлы, 23 – корейские, 11 – немецкие, 36 – прочие. 
Одна из тенденций рынка промышленной отопительной техники, проявившаяся в 2010 г., – сдвиг спроса в сторону котлов небольшой мощности – до 300–400 кВт, что, по оценкам аналитиков, было вызвано замораживанием строительства многих объектов в 2009-м (в частности, со степенью готовности менее 50 %). Хотя в конце года активизировались и заказчики котлов большей мощности – 1–2 МВт. 
На рынке бытовых котлов наиболее заметно рос спрос на напольные и настенные (в большей степени) аппараты мощностью 12–20 кВт стоимостью в среднем 18–21 тыс. руб.  В период кризиса ставка на средний ценовой сегмент оправдала себя: при минимальном (10–15 %) спаде некоторым компаниям удалось в 2010 г. восстановить и даже превысить уровни продаж 2007 г. Параллельно отмечено 100–150-процентное (впрочем, от предельно низкого уровня) увеличение спроса на конденсационные модели. 
Общее представление о динамике импорта котлов можно составить по показателям компании Baxi. В докризисном 2007 г. при общем объеме рынка газовых настенных котлов в России в 280 тыс. шт. (данные аналитического агентства BRG Consult) она поставила потребителям 40 тыс. шт. (14,3 %). Незначительно сократив общие продажи в 2009-м (до 64 тыс., с 70 тыс. в 2008 г.), в 2010 г. компания ввезла в нашу страну 105 тыс. котлов (из них около 10 % – напольные, остальные – настенные) при общем объеме рынка порядка 410 тыс. шт. При этом 30 % составили так называемые объектные поставки (для поквартирного отопления и малоэтажного строительства – 50 %). Во многом это связано с активизацией государственных целевых программ – таких как «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Ветхое жилье», по строительству олимпийских объектов, восстановлению недвижимости, утраченной минувшим летом при масштабных пожарах. 
Тенденция роста в последнее время присуща и европейскому рынку настенных котлов, несмотря на снижение уровня продаж по отопительному оборудованию в целом (в частности, упал спрос на жидкотопливные котлы). В 2010 г. только в Италии продажи составили около одного млн шт., Германии – приблизительно 450 тыс. шт. И в настоящее время оборот рынка настенных котлов в ЕС составляет около 2,4 млрд евро в год. 
Растут в ЕС и продажи промышленных котлов. Снизившись на 7,7 % во время кризиса, их рынок может вернуться на прежние позиции уже в 2011 г. Британской ассоциацией маркетинговых исследований и информации в области строительства (BSRIA) отмечены растущая популярность в странах ЕС промышленных газовых конденсационных котлов (на них приходится около 60 % рынка). Самый высокий уровень продаж на рынке промышленных котлов имеет Китай, но и он снижается.
Падение европейского рынка отопительных приборов и систем «теплый пол» составляло 4 %. В 2010 г. начался рост. Крупнейший рынок радиаторов, в частности, чугунных, – Китай, и это одна из немногих стран, где не было спада. В России также высок уровень продаж чугунных радиаторов. С 2008 г он сократился на 22 % и, как ожидается, останется неизменным до 2012 г.
По данным Росстата, производство радиаторов и конвекторов в России в 2008 г. снизилось на 5,6 %. В следующем году их выпуск уменьшился еще на 12,9 %. Однако в ноябре и декабре 2009 г. он был выше аналогичных показателей в 2008 г. на 17,4 и 29,2 % соответственно, что свидетельствовало о завершении периода спада. В 2010 г. ряд категорий отопительных приборов (например, биметаллические) отыграл утраченные во время кризиса позиции.



Поделиться:

вернуться назад